logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие творческих способностей у  детей   дошкольного возраста на основе приобщения  к народной культуре.

Автор: Чугунова Лариса Николаевна, музыкальный руководитель, МБДОУ д\с N14 «Сказка» г.В-Уфалей, Челябинская область.

В связи со вступлением в силу ФГОС дошкольного образования основное содержание образовательной области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально, развивать у него творческие способности. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции.
  «Наши предки, люди мудрые и предусмотрительные, в сказках и песнях передали своим детям лучшие традиции своего рода» В. П. Кругляшов.
  Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Ценность детского музыкального фольклора заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
  Актуальность данной темы - в  самом  цикле  народного  календаря,  в  повторно    сти  и  периодичности  обрядовых  песен,  танцев,  закличек  и  т.д.,  передаваемых  из  года  в  год,  из  поколения  в  поколение.  Этот  принцип,  дает  возможность  детям  в  течение  3 и более лет  изучать  и  проживать  одни  и  те  же  обряды,  праздники,  обычаи  и  соответствующий  им  материал,  количество  и  уровень  сложности  которого  увеличивается  с  каждым  годом.  Принцип  «сквозного  воспитания»,  взятый  из  жизни,  естественным  путем  помогает  решить  многие задачи   воспитания  и совершенствования  личности:  дети  старшего  возраста  передают  усвоенное  малышам,  заботятся  о  них;    переходя  постепенно  от  зрелища  к  действиям,  дети  младшего  возраста  осваивают  все  более  сложный  материал,  стремясь  подражать  старшим.  
  Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности, в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют песню и танец, обучении игре на музыкальных инструментах.
  Я пришла к выводу, что развитие творческих способностей детей зависит, прежде всего, от музыки, которая придает выразительность движениям, подсказывает характерные черты образа, побуждает к развертыванию сюжетной игры, композиции, танцу.
  Большое значение в развитии художественно-творческих способностей детей имеет развитие песенного творчества. Пение – одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.
   Первое знакомство детей с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость.  А через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, через интонирование прибауток и скороговорок, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных произведений: игровых, шуточных, лирических песен.
  Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, многие из них удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, народную музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Народные напевы, частушки, заклички открывают для ребенка мир народной культуры, обогащает его душу, развивают творчество.
  Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей. Дети любят обыгрывать содержания таких песен. Всем известна народная попевка «Дождик». По своему происхождению это закличка: «Дождик, дождик пуще…». Однако есть в ней и элементы дразнилки. Дети, веселясь под дождем, как бы дразнят его.
   Огромные возможности для творчества детей таят в себерусские народные песни-игры. Такие фольклорные песни-игры  использую для развития способностей детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности:
   Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему!
  При разучивании этой и другой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам. Более отчетливое представление о сущности конкретного художественного образа может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания старалась пробудить в детях воображение. Но прежде, чем брать целые песни с развернутым сюжетом, я использую коротенькие прибаутки и потешки.
   Колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши – это большой и своеобразный раздел фольклора. Это превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации.
  Для создания более яркого музыкального образа, используем народные музыкальные инструменты: колокольчики, трещотки, деревянные ложки, гармошку, коробочки и др. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к народным музыкальным инструментам. Конечно, в возрасте 3-4 лет, малыши не часто воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте и быть услышанными приводит детей и взрослых в восторг. Даже непоседливые и шаловливые дети, держа в руках народный музыкальный инструмент, без объяснений понимают, что это не игрушка, рассматривают его, вслушиваются в свое исполнение.
   Встреча с народной музыкой, как маленьких, так и старших детей должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия на детей я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому в детском саду часто провожу интегрированные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и народному творчеству.
   На занятиях я часто использую метод художественного-творческого поиска: например, «Укрась музыку звучанием подходящего инструмента».
    На одном из занятий в аудиозаписи мы слушали с детьми «Камаринскую» М.Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на завалинке и рассуждают. Вдруг одному из них захотелось веселиться, он взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро, что все остальные мужички весело заплясали».
  Затем я предложила оформить свой рассказ. Интересно под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах (ложках, трещотках, дудочках), сами придумывали ритмический рисунок мелодии.
  Поскольку музыкальные и танцевальные ритмы народной музыки взаимосвязаны, многие хороводные песни иллюстрируются танцем: их содержание разыгрывается танцующими, что усиливает смысл, заложенный в песне.
  В своей работе наибольшее внимание я уделяю образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей, заставляют глубже вслушиваться в музыку.
  Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый типично народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
  К композиционному построению хоровода можно перейти только тогда, когда песня хорошо усвоена детьми. Прежде всего, следует вызвать у ребят желание передать в игре посредством движений яркие образы родной природы. Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста – вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений.
Игровые песни – это богатое разнообразие для детского творчества.
   Обратив внимание на весеннюю березку, какой красивый танец с веточками придумали девочки подготовительной группы! И, конечно же этому способствовала нежная лирическая музыка «Во поле береза стояла». Мы придумывали танец по каждой фразочке, чтобы каждой части музыки соответствовало движение в танце.
   Работая над народной песней, танцем, игрой, я вижу, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года. При этом углубленная работа в этом направлении не ведется, он тесно переплетается с классикой и современностью, но тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей моей работе. А самое главное, я помогаю детям самим искать способы выражения характера народной  музыки через свое исполнительство.
   И уже как вершина творческих достижений – это их участие в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного  творчества. Именно там дети смогут применить все свое умение, творчество, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.
   Народные календарные  праздники -  мощный  фактор  положительного  воздействия  на  эмоциональную  сферу  ребенка, возможность  для  детей  проявить  свои  творческие  способности  в  любом  виде  деятельности  по  своему  выбору  и  на  любом  уровне,  без  лишних  физических  и  психологических  нагрузок.
   Для успешного развития детей помимо проводимых мероприятий в детском саду, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Я включаю родителей в участие в народных праздниках, в играх, что доставляет особую радость детям, еще больше объединяя семью. Родители с удовольствием принимают в них участие.
   С целью создать благоприятную атмосферу не только на музыкальных занятиях, но и в группах, совместно с воспитателями были оборудованы музыкальные уголки в народном стиле. Были подобраны музыкальные инструменты, атрибуты ряжений, такие как: сарафаны, юбки, платочки, косынки, веночки. Также воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника, развлечения, активно участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.
    «Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица»  - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.
  Остановлюсь подробнее на Кузьминках – это весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно в кузнечном деле. А чтобы работа спорилась весь год, в дом зовут Кузьму и Демьяна: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!» 
  Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии мы делали кукол – закруток, сворачивая наши куклы – закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем сами сочиняли куклам колыбельные, которые потом пели на самом празднике, разыгрывали сценки с этими куклами, а потом продолжали играть с ними в группах.
  Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.
  Капустник – проходит в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте, обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. инсценируем песни «Как у наших у ворот», «Антошка».             
   Сразу после нового года, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, колядуем в масках и костюмах, сделанных с родителями и воспитателями!
   Масленица – здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом играем, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируем, а на улице строим снежные крепости и конечно, едим блины.
  Сороки – это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии делаем птиц,  учим заклички. Даю задание, придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую мы потом все отгадываем.
  Переходим к Пасхе, когда целую неделю длится праздник «Красная горка», где мы играем с яйцами, вербой.
  В троицу – заплетаем берёзы лентами и водим хороводы.
  Ко всем этим праздникам у меня есть копилка презентаций,  это очень удобно, так как детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник.
  Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей дошкольного возраста. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.

     Литература
1. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. — М. 2003. — 257 с.
2. Капранова Л.Н. Бабушкины забавушки : увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 157с. – (Мир вашего ребёнка).
3. https://festival.1september.ru/articles/534872/

   
  Rambler's Top100