logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Развитие мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, по средствам игры»

Автор: Ольга Ивановна Губайдуллина, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад N30» г. Магнитогорска.

Как известно, ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте выступает игра. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы   интеллектуального развития. Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи,  для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.                                       
Опираясь на исследования современных отечественных психологов мы пришли к выводу, что проблема готовности к школьному обучению, в наше время звучит особенно остро. Да и практика показывает, что в основном педагоги стараются больше уделять время на интеллектуальную подготовку детей  старшего дошкольного возраста, забывая о главной задаче – довести психологическое развитие ребенка до  уровня готовности  к  школе.     
Чтобы рассмотреть  уровень развития мотивационной  готовности детей  к школе в нашем детском саду, мы провели исследование в подготовительной группе. Для исследования мотивационной готовности нами были использованы тест «Мотивационная готовность», разработанный А.Л. Венгером, диагностирующий внутреннюю позицию школьника,  тест «Корректурная проба» (автор Т.Д. Марцинковская), он дает возможность исследовать мотивационную готовность ребёнка, определить, насколько ребенок легко устает, то есть легко ли  истощаем, астеничен. Для исследования мотивационной готовности, а также зрительно-моторной координации применили «Тест Бендер» (Т.Д. Марцинковская).
Анализ результатов показал , что мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста ещё недостаточно развита, т.к. много детей имеют низкий уровень развития мотивационной готовности к обучению в школе. С целью развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, нами была разработана технология, которая решала такие задачи как :
1) обеспечить положительный настрой и интерес ребенка к школе;
2) развивать познавательную активность ребенка по средствам игры;
3) формировать навыки волевого поведения и совместной деятельности через подчинение правилам.
Разработанная нами технология состоит из трёх этапов:
- Упражнения для формирования положительного отношения к школе.
- Дидактические игры и упражнения для развития познавательных интересов (которые являются мотивами познавательной деятельности), посредством активизации памяти, внимания, мышления, воображения.
      -Комплекс интерактивных мероприятий с педагогами и родителями по расширению и активизации взаимодействия, направленных на формирование мотивационной готовности к школе у выпускников ДОУ
На первом этапе работы для развития положительного отношения к школе использовались следующие упражнения: Игра «Школа наоборот», где ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика; Игра «Первоклассник», здесь задача ребенка  выбрать из разных предметов те, которые ему понадобятся в школе; Игра «Что делает ученик?» в этой игре каждый участник пластически, без употребления слов изображает одно  действий ученика, а остальные отгадывают, что именно изображается.
Второй этап реализации технологии мы начали с  насыщения  предметно-развивающей среды группы дидактическими играми, способствующих проявлению активности, самостоятельности и творчества дошкольников. Например, в  центре «Здравствуй книжка»  включили раздел произведений художественной литературы о школе с целью,  расширить представления детей посредствам художественной литературы о школьной жизни. В центрах области познания были широко представлены дидактические игры  для  развития речи, логического мышления, внимания, памяти, усидчивости, терпения, догадливости такие, как «Соотнеси картинки», «Причаль пароход», «Хитрые картинки», «Веселые человечки», «Найди пару», «Шифровка», «Кто я, какой я?», «Внимателен, будь!», «Штриховка»,  «Повтори – ка!» , «Умницы и умники» (величина цифр), «Собери узор», «Где, какие фигуры лежат» (блоки Дьенеша), «Бродилки» и т.д. В центре  «Мы –художники» с целью развития мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму - детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски). В свободной деятельности, в центре «Мы – ученые»-  дети при помощи сыпучих веществ узнают понятия: объем, мера и т.д. В центрах по области «Социализация» предоставлены материалы для разыгрывания сюжетов из школьной жизни на основе увиденного на экскурсии в школе, прочитанных литературных произведений, рассказов родителей и воспитателей о школе, просмотренных мультфильмов, а также есть макет  школы  и учебные атрибуты, для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». В сюжетно – ролевой игре «Школа»   дети могут обыграть роли учителя, ученика, директора школы в разных задаваемых ситуациях, например, учитель ведет урок, ученик отвечает на вопросы, директор пишет расписание уроков и т.д.
Эффективность развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе повысится, если будет реализовано одно из главных психолого-педагогических условий:  взаимодействие педагогического коллектива детского сада и семьи.
На третьем этапе нашей технологии предлагаемая  система работы по взаимодействию с родителями содержит несколько уровней:
1 уровень - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.
2 уровень - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.
3 уровень - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; «домашние задания», совместные праздники.
Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой. Это подтверждают результаты мониторинга детей, адаптационных карт первоклассников, а также отзывы родителей и учителей школ наших выпускников.

   
  Rambler's Top100