logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Играя, знакомим малышей с сенсорными эталонами.

Автор: Земцовская Ирина Павловна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – «Детский сад N20 «Дружный хоровод», г. Северодвинск Архангельской области.

С восприятия предметов и явлений окружающей действительности начинается знакомство маленького ребёнка с окружающим миром. Наиболее доступным, а на определенном этапе единственным, способом познания окружающих предметов и явлений в раннем возрасте становится их обследование с помощью различных органов чувств, развитие которых является одной из важных задач сенсорного развития детей.

В раннем возрасте сенсорное развитие приобретает неоценимое значение, так как оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорное развитие – это развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форме, цвете, размере, положении в пространстве) [5,45].

В своей работе мы сделали акцент на  активное взаимодействие с родителями. Для любого дошкольного учреждения необходимо, чтобы родители являлись его неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Чтобы привлечь родителей к вопросам по сенсорному воспитанию детей, нами была проведена  целенаправленная работа: родительское собрание «Играя, знакомим с цветом, формой и величиной»; выставка - конкурс «Художники в семье»; мастер – класс  «Игры с песком, и крупой», «Волшебная сила воды» и др.

Вниманию родителей был  представлен небольшой перечень  игр в домашних условиях для ознакомления детей с сенсорными эталонами.

 «Выловим из воды».

  Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками

Необходимо взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!
А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!
А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.А здесь можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

ЯБЛОКО! А еще?

Игра  «Мозаика из пробок».

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы. В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её величество Сенсорика!

«Оторвём кусок теста».

Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш отрывает от него кусочки и складывает их в определённое место (например, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребёнка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их – получился большой кусок»

«Отпечаток рук».

Тесто разомните и распределите на две тарелки: на одной оставьте свой отпечаток руки, на другой – помогите малышу оставить отпечаток его ручки. Спросите: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая».

Список литературы.

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Глушкова Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, - 2008.-N12.
  4. Кичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - N4.
  5. Краткий психологический словарь. – М.:, Просвещение, 1985.

Использованные материалы и интернет-ресурсы.

  1. «Сенсорное развитие малышей» vseodetishkax.ru›…113…sensornoe-razvitie-malyshej
  2. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»  sad37.novoch-deti.ru
   
  Rambler's Top100