logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Примерный план образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Автор: Пыгина Эльмира Равильевна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад N105 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания» Московского района г. Казани.

После года начинается новый этап развития ребенка. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движениями рук,  он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Основными достижениями раннего детства, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей…

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре - т.к. основной вид деятельности детей это игра.

Игры развивающие внимание и слуховое восприятие открывают для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он услышит от окружающих.  В этих играх малыш учится различать « звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей.

Третий год жизни ребенка наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно,  его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

Хорошо поставленное речевое дыхание  обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ( «с», «з», «ш», «р» ) ребенок должен делать сильный выдох через рот. Взрослый обращает особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях ( «Ау», «Иа», «Уа» и т.д.) , он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Такие игры как «кораблик», «подуй на ветку», помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

Для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия. Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов. Умение правильно произносить звуки -  важнейшее условие хорошей дикции. Взрослый с помощью игр и упражнений учит ребенка четко произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом - для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействует на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать небольшие стишки, потешки, считалки, песенки. Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием играет большую роль в развитии речи детей.

Примерный перспективный план образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Содержание работы

Октябрь

  • Тема «Игрушки» -словарная работа по теме
  • Развитие слухового внимания «Кто что услышит?», «Узнай по звуку».
  • Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции (а), (у), «Сказка зоопарк»- «Бегемотики», «Слон», «Лягушки», «Змея».
  • Упражнение «Покажи и назови» закрепление названий игрушек.

Рассказывание стишков «Мишка косолапый», «Лошадка».

  • Речь и движение. Физкультминутки «Капуста», «Буратино», «Муха».
  • Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) упражнение «Зайка», «Фонарики». «Моем руки», «Петушок».

Ноябрь

  • Тема «Семья». Обобщить знания о семье. 
  • Тема «Тело человека» Формирование словаря по теме «Части тела»: голова, живот, руки, ноги, спина. Обучение соотнесению предмета со словом. «Кто это?», «Что делает?» (работа с сюжетными картинками, обогащение активного и пассивного словаря).
  • Развитие фонематического слуха (бубен- барабан). Формирование внимания к неречевым звукам (колокольчик), «Хлопай как я» развитие чувства ритма.
  • Развитие просодической стороны речи.  Воспитание общих речевых навыков на материале гласных звуков (у), (а), (о). (и) и их сочетаний.
  • Использование движений с речью (физкультминутки) «Муха». «Кролик», «Деревцо», «Буратино”.
  • Пальчиковая  гимнастика «Моя семья», «Здравствуй».

Декабрь

 

 

Темы «Части лица», «Геометрические фигуры», «Зима. Новый год, елка». Обогащение активного и пассивного словаря, работа с картинками.

  • Развитие слухового внимания «Где позвонили?», «Громко-тихо», «Кто как кричит?».
  • Развитие речевого дыхания «Водичка», «Пузырь».
  • Укрепление артикуляционного и голосового аппарата «Собачка лает», «Кап-кап-кап».
  • Физкультминутки «Хомка», «Зайка».

Пальчиковая гимнастика «Мальчики и девочки», повторение.

Январь

  • Тема «Дикие животные». Звери -лиса ,медведь, волк. Звери и их детеныши. Прилагательные (большой- маленький), уменьшительно- ласкательные суффиксы (медвежонок, лисенок. волчонок).
  • Развитие слухового внимания «Кто внимательный?», «Цапли и воробушки».
  • Развитие речевого дыхания «Снежинки», «Паровоз».
  • Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию  «Во дворе».
  • Физкультминутки «Мишка косолапый», «Зайка беленький», «Муха».
  • Пальчиковая гимнастика «Ладушки», «Зайка косой», «Гармошка», «Водичка».

Февраль

  • Тема «Домашние животные, птицы». Рассматривание картинок с домашними животными. Знакомить, вспомнить: собака, кошка, лошадка, корова, баран, коза, утка, гусь. Беседа по теме. Какую пользу приносят? Где живут? Как помогают людям? Как люди заботятся о домашних животных?
  • Звукоподражания: ав- ав, мяу, иго-го , га- га, му-у и т. д. Пропевание гласных (а, у ау, уа).
  • Развитие силы выдоха и речевого дыхания «Чья  птичка дальше улетит?»
  • Развитие артикуляционной моторики: «Лошадка», «Пузатые щечки», «Часики», «Футбол».
  • Физкультминутки «Каша». «Лесная полянка», «Цветы». «Делайте как я».

Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю», «Зайка»
и т.д.

Список литературы

1. Галанова Т.В.  Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль, 1997 г.

2. Нищева Н .В.      Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Санкт- Петербург, 2004 г.

3. Черенкова Е.Ф.   Развивающие игры с пальчиками. Москва, 2007 г.

4. Крупенчук  О.И.  Тренируем пальчики – развиваем речь! Санкт- Петербург. 2009г.

5. Бардышева Т. Ю.  Пальчиковые игры.

   
  Rambler's Top100