logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Традиции русского народа»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Автор: Климочкина Светлана Александровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад N5 «Почемучка» комбинированного вида, Тульская область город Суворов.

Цель:формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи.

1. познание: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Учить сравнивать и обобщать пройденный материал; развивать интерес к устному - народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам.

2. коммуникация: Учить детей сравнивать, описывать предметы одежды, делать выводы; закреплять пословицы о труде, Способствовать развитию речи

3. социализация: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.

4.Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства;

Воспитывать культуру речевого общения; Воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому города, формировать чувства привязанности и любви к своему краю, чувство гордости за тульских умельцев.

Предварительная работа: Беседа «О чем рассказывает русский костюм», чтение русских сказок, пословиц, закличек, дразнилок. Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Демонстрационный материал: разрезные карты на тему:куклы в национальной одежде, фотографии барышень и крестьянок в народных костюмах; предметы быта:  вязаные коврики, лапти, вышитые полотенца, платки, фотографии: куклы в национальной одежде.

Ход:
НОД проводится в музыкальном зале.
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский костюм, встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:
Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи на стол мечи.
- Хозяин весел и гости рады.
- Для дорогого гостя и ворота настежь
Дидактическая игра «Бабушкины обычаи»

Хозяюшка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства:
1) Если заходил запоздалый путник, как его встречали? (его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»)
2) А если гость заходил во время ужина? (хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»)
3) А чем гостей угощали? (всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами)
 - На Руси всегда любили принимать гостей, об этом говорили и наши пословицы, и наши обычаи.

Хозяюшка:
-Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки!
В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

Дети:
- Рабочие руки не знают скуки.
-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Сделал дело – гуляй смело.

Хозяюшка:а на наших посиделках мы поговорим, чтоТульская губерния - одна из частичек нашей большой России, в каждой губернии были свои традиции и обряды
И нам с вами нужно знать эти обряды. Тема наших посиделок «История русского костюма».
-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам).
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке.
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.

3.Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи ипортов надевали верхнюю одежду, например кафтаны
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
В холодную зимнюю носили шубы.Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

4.Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. -Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
-Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки?(Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.

Сорока - женский головной убор
Сорока - женский головной убор

Сорока - женский головной убор. Конец XIX в. Тульская губерния.?

Холст, бархат, шелковая ткань, позумент.

"Сорока" - так называли верхнюю часть составного головного убора. Она одевалась поверх кички, под которую укладывали волосы, и позатыльня, прикрывавшего затылочную часть головы. "Сороки" различались по местностям; по декору и орнаменту узора можно было определить место проживание его владелицы. Наиболее ярко украшали праздничные головные уборы молодых женщин первых лет замужества; некоторые из них могли быть и свадебными.

"Сорока" - головной убор молодых женщин
"Сорока" - головной убор молодых женщин

«Сорока». Конец ХIХ в. Тульская губ.?
"Сорока" - головной убор молодых женщин, который нередко был и свадебным; носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоял из одиннадцати предметов. "Сорокой" называется верхняя шапочка с бисерной поднизью. Среди других частей - "опушина задняя", "опушина передняя", воланы из разноцветных шелковых лент, "косицы" из хвоста селезня, "пушки".

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
-Сейчас я предлагаю выйти одной девушке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Платок, вы женщины замужняя)
-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. 
Вывод:Итак женская одежда – это …. (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».
(Ребята делятся на 2 команды)
Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.
5. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)
Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Задание: «Составь оберег»
-Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.)
- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Пока ребята выполняют работу звучит музыка.
-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
-Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
-Как они назывались? (Портные).
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
( шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней? (Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея- топик, телогрея – жилет...)
Хозяюшка :Сегодня наши посиделки закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
- И так, мы с помощью наших посиделок мы  заглянули в прошлое, на этом наши посиделки окончены. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- На следующем занятии, я приглашаю вас ребята, в дизайнерскую мастерскую, чтобы изготовить самим понравившийся костюм.

Традиционный женский русский костюм Тульской губернии XIX в.
Традиционный женский русский костюм Тульской губернии XIX в.
Традиционный  костюм Тульской губернии XIX в.
Традиционный костюм Тульской губернии XIX в.
Верёвочки с металлическими крестами - имитация женского украшения.
Одета в праздничный девичий зимний костюм Тульской губернии, конца XIX - начала XX века
Одета в праздничный девичий зимний костюм Тульской губернии, конца XIX - начала XX века

Этот костюм носили как крестьянки, так и горожанки-мещанки. Он состоит из рубахи, юбки, фартука, "понитки", головного убора, обуви и белья. Этот костюм приглушённого цвета, что соответствует его зимнему назначению. Верхняя одежда - "пониток" сшита на жёсткой основе - подоплёке (двойная), что соответствует изготовлению крестьянской зимней одежды. Она характерного кроя: распашная, однобортная, с отрезной талией по спинке и бокам, с традиционными сборками, длинными рукавами, застёжками на пуговицах навесными петлями, декорирована по краям отделкой. Узкая клетчатая юбка украшена по подолу широкими нашивками из лент и полос х/б ткани. Нарядный фартук "по талии" с нашивками из лент, кружева, тесьмы является также характерной деталью девичьего костюма позднего времени. Съёмный головной убор имеет жёсткое высокое очелье и мягкое донце из красной х/б ткани. Лобовая часть очелья украшена рядами тесьмы и бисера, на затылочной части крепится разноцветные ленты, спускающиеся до талии и широкая традиционная полоса х/б ткани, украшенная тесьмой и лентами, собранными в пышный цветок - характерная деталь головного убора девушек "на выданье".

ОБЕРЕГИ
ОБЕРЕГИ
Носили женщины детородного возраста… 
Зачем нашим предкам были нужны куклы?
Носили женщины детородного возраста… 

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой. Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.

Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей.

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.

Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашеклихоманки или трясовицы. Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу. Должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли.

Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян, да крестец Андропушко. В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах…

   
  Rambler's Top100