logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Игра, как средство социализации ребенка-дошкольника с нарушениями зрения.

Авторы: старший воспитатель Вартанян И.М., педагог-психолог  Кобзарева О.Ф., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории  N 250 Советского района  города Ростова-на-Дону.

Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Образование является ведущим и определяющим началом социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Его можно рассматривать как процесс и как результат целеполагаемой педагогически организованной социализации человека, осуществляемой в его интересах или интересах общества, к которому он принадлежит. Цель образования состоит во включении личности в социальную активность. Социализация, понимаемая как взаимодействие личности со средой, обуславливает адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.
В отечественной психологии и педагогике понятие социализации представлено как «усвоение индивидом социального опыта» (И.С. Кон) как вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций (Д.Б. Парыгин), как пересечение процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).
Л.С. Выготский понимает суть социализации, как активное присвоение и воспроизведение в собственной активности общественного опыта.
Для нашего педагогического коллектива актуально определение Р.М. Чумичевой «процесс социализации – это интеграция ребенка в сообщество сверстников и взрослых.
В нашем ДОУ есть специализированные и комбинированные группы, которые  посещают дети с различными зрительными нарушениями: с амблиопией и косоглазием, с разной степенью нарушения остроты и характера зрения; слабовидящие , частично-видящие и слепые дошкольники. Однако у большинства детей наряду со зрительной патологией имеются вторичные нарушения в психофизическом развитии.
 Анализ физического развития показал наличие серьезных отклонений у более чем половины детей. к ним относятся: снижение роста (по сравнению с возрастными нормами), пониженный мышечный тонус с преимущественным отставанием в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.
Несовершенство нервной регуляции, как возрастная особенность, усугубляется наличием дополнительных проблем в физическом развитии: детям трудно дается быстрота и точность движений, завершение их по сигналу, снижение уровня двигательных навыков и физических качеств.
Соматическая ослабленность сказывается на состоянии артикуляционной моторики и на уровне развития речи в целом. У значительной части детей отмечается фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи.
Данные диагностики психического развития показывают у значительной части детей проявления соматогенного инфантилизма, для которого характерна несформированность волевых процессов, несамостоятельность, неуверенность в себе, отсутствие навыков самоконтроля и саморегуляции в целом в поведении и в деятельности. Эти особенности эмоционально-волевой сферы формируются у детей как результат постоянной системы запретов и суперопеки со стороны родителей, формируют у детей внутреннюю картину и в значительной степени являются тормозом полноценного развития ребенка.
В ходе изучения уровня развития личности, особенностей межличностного взаимодействия, мы смогли выявить следующие варианты нарушений эмоционально-волевой сферы и личностного развития:

  • неадекватное восприятие ребенком самого себя. Дети либо не верят в свои способности, либо самооценка ребенка слишком завышена, что также становится в дальнейшем негативным фактором при попадании ребенка в жизненные проблемные ситуации;
  • стремление к уединению, замкнутость;
  • проявление фрустрации;
  • конфликтность, агрессивность (как скрытая, так и явная);
  • не выраженность стремления к доминированию;
  • наличие неуверенности в себе, чувства тревоги и беспокойства при  столкновении с окружающим миром;
  • отсутствие ощущения защищенности;
  • присутствие дискомфорта, который дети испытывают в семье, недостаток внимания со стороны родителей;

Таким образом, приведенный выше анализ развития воспитанников нашего ДОУ свидетельствует о том, что у всех детей  с нарушением зрительного анализатора наблюдается сложная структура нарушения развития включающая наряду ослаблением соматического здоровья, нарушения и особенности физического, речевого и психического развития.
Анализ социально-педагогической ситуации в ДОУ позволил выявить ряд противоречий:

  • между уровнем требований, предъявляемых к личностному развитию, социализации ребенка на этапе перехода от дошкольного к школьному детству, обусловленному сменой ведущего вида деятельности и появлением соответствующих психологических новообразований и наличием большого количества отклонений личностного развития у детей с ослабленным здоровьем;
  • между актуальностью вопроса развития личности детей с нарушениями здоровья и неразработанностью программ воспитания, адаптированных применительно к детям данной категории;
  • между задачей по социализации детей с нарушениями зрения и недостаточной готовностью системы образования к ее внедрению.

Данные противоречия обусловили цель и проблематику дальнейшей деятельности педагогического коллектива по совершенствованию качества образования.
Поэтому перед педагогическим коллективом встают задачи поиска наиболее эффективных путей социализации детей с нарушением зрительного, их адаптации как к условиям ДОУ, так и к условиям последующего обучения и  интеграции их в окружающем социуме.
Это ставит педагогов в ситуацию поиска в образовательном процессе содержания социального развития, форм организации деятельности и общения, построения пространственной среды, обеспечивающей приобретение социального опыта, обновлению форм работы с семьей, поиск новых путей активного привлечения родителей к участию в воспитательном и коррекционно-развивающем процессе.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых и сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Одним из принципов деятельности специалистов ДОУ является принцип социализирующей направленности образовательного процесса. Этот принцип предполагает приоритетное формирование у детей качеств личности, необходимых для социальной адаптации, таких как уверенность в своих силах и настойчивость, коммуникативность и доброжелательность, самостоятельность и ответственность. Умение жить в коллективе на основе взаимопомощи, дружеского сотрудничества, комплексного умственного, эмоционального и физического развития.
Реализуя принцип социализирующей направленности образовательного процесса, и отмечая эффективность использования искусства в социализации ребенка с проблемами в социально-эмоциональной сфере, мы в образовательном процессе используем возможности игровой деятельности детей.
При этом мы рассматриваем ребенка – как целостного и самодеятельного субъекта, воспроизводящего общественные связи и посредством этого «включающегося в процесс создания новых социальных и культурных форм общественной жизни». При этом одновременно происходит развитие речи, мышления и творческое развитие.
При этом средством развития и социализации мы выбираем игру.
Игра имеет несколько важных характеристик. Игра есть:

  • особое отношение ребенка к окружающему миру;
  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается, как субъективная деятельность;
  • социально-заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
  • особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);
  • деятельность в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний в развитии психики ребенка.

Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. В этом плане она педагогическое творение.
Посредством игр мы воспитываем и формируем культуру.
Для возникновения и развертывания игр необходимы условия и самые важные из них заключаются в правильном взаимодействии педагога, родителя и ребенка.
Существуют определенные правила, позволяющие создать комфортную для ребенка обстановку и, косвенно, способствуют получению лучшего результата.
Правило первое гласит: дай возможность почувствовать свою значимость.
Правило второе гласит: дай возможность ребенку почувствовать свою успешность, оцени его старания.
Правило третье гласит: дай возможность ребенку почувствовать твою веру в него, найди способ оказать ему поддержку, включить его в игру.
Правило четвертое гласит: старайся работать в зоне ближайшего развития ребенка.
Следующим, необходимым условием является предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям, интересам и потребностям ребенка.
Не менее важным является профессионализм педагога, знание игровой технологии, обогащение опыта детей впечатлениями, умение незаметно включаться в игру, незаметно направлять ее, решая задачи воспитанием, социализации и развития ребенка.

Список литературы:

  • Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. (Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и родителей. М., 2004)
  • Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения  М.,2006.
  • Сост.  Князева О.Л. Я –ты - мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  • Г. Лэндрет Игровая терапия: искусство отношений – М.: Международная педагогическая академия 1994.
   
  Rambler's Top100