logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Новейшие  информационные технологии в дошкольном возрасте.

Автор: Коновалова Ольга Викторовна (воспитатель 2 категории) МАДОУ «Детский сад 4» г. Березники Пермский край.

Стремительное  развитие техники и технологии привело к значительным изменениям в понимании роли информационных процессов в жизни общества и возможностей применения средств вычислительной техники.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура пользования персональным компьютером как средством решения  различных задач необходимы каждому человеку независимо от профессии.
В  настоящее время использование компьютерных средств активно входят в педагогический процесс ДОУ, школ.
К основным проблемам компьютеризации дошкольного детства относятся:
- определение места компьютера в системе работы ДОУ
- выявление технических средств на психику и здоровье детей
- разработку методического программного обеспечения учебного процесса, отвечающего специфике дошкольного детства
- возможность использования новых компьютерных технологий  в домашних условиях
- подготовку специалистов для компьютерного обучения детей дошкольного возраста постоянное повышение  квалификации в условиях быстро развивающихся возможностей современной техники
- выявление наиболее благоприятных условий на занятиях с использованием компьютеров для целенаправленной  планомерной  и результативной работы дошкольников.
Использование компьютерных средств, в дошкольном детстве имеет определенные особенные, обусловленные возрастными критериями развития детей дошкольного возраста,  характером восприятия и усвоения знаний, наличием системных периодов в развитии детского организма.
Так же важно то, что специалист, работающий с детьми, должен гармонично сочетать психолого-педагогические знания и технические навыки работы на ПК, а так же ориентироваться в постоянно развивающемся программном обеспечении учебного процесса.
Все это предъявляет качественно новые профессиональные требования к подготовке специалистов по обучению новых информационных технологий детей дошкольного возраста.
К основным требованиям можно отнести:
- наличие педагогического образования
-  приобретение навыков на ПК (т.е. технический уровень специалиста, необходимый для руководства компьютерно – игровым комплексом в ДОУ)
- овладение методическими знаниями, позволяющими грамотно организовать образовательный процесс с элементов компьютерного обучения
- ориентирование в содержании программного обеспечения, умение оценивать его развивающий потенциал и возможность вариативного использования в обучении дошкольников.
 Таким образом, современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Эффективное владение новыми информационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Информационный ресурс становится одним из важнейших, определяющих показателей развития общества. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.
В современных условиях для характеристики информационно-фундаментальной готовности специалиста, способного работать с дошкольниками, можно выделить такие интегративные качества, как мобильность знаний, гибкость метода, критичность мышления Педагоги должны уметь сами и научить дошкольников программированию. Программирование отражает способ мышления человека.
 Исследования ученых (Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Парамонова, Г.А.Урадовских) показали, что изучение программирования может положительно сказывается на стиле языка и умении решать задачи. Использование языка программирования предполагает:
- понимание семантики (смысла того, что мы пытаемся сказать) и синтаксиса (правильного способа выразить то, что мы собираемся сказать, посредством последовательности команд);

  • анализ – умение раздробить задачу на более мелкие части;
  • план – определение, как решить каждую из этих частей;
  • синтез – умение объединить решение задачи.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.
В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.
Педагоги  могут использовать в работе с дошкольниками компьютерные игры такие как: Ассоциации «Компьютер и детство», (комплекс КИК-Малыш). Игры соответствуют задачам развития и обучения ребенка, его психофизиологическим возможностям. Характер игр: развивающий, обучающий, игры-забавы, компьютерно-диагностические игры.
Игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические - «Азбука», сюжетно-дидактические - «Одень по сезону», «Климат», «Построй город», сюжетно-режиссерские - «Море», «Лес». Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов у дошкольников.
Предлагая игры из серии «Мир природы» («Лото растений», «Урожай»), педагог знакомит детей с различными явлениями, их взаимосвязью, с растительным и животным миром, такие игры способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире.
Играя в игры серии «Вместе и отдельно» («Космос», «ЧТО я ем», «Матрешки», «Четвертый лишний»»), педагог учит детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание).Развивает способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них.
Знакомит с понятием скорость, время, вес педагог с помощью игр серии «Закономерности движения' («Дельфин», «Строители»).
Формировать у детей начальные математические представления: прямой и обратный счет, счет с заданным шагом, состав числа, простейшие арифметические действия: сложение и вычитание, помогает серия игр«Живая математика» (Войди в замок», «Архитектор»).
Учат детей узнавать графические представления букв, читать, играть со словами) игры из серии «Русский язык в картинках» («Подскажи словечко», «Азбука»
Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии«Ориентация в пространстве» («Построй дом», «Лиса и цыплята»).
Игры серии «Конструирование» («Калейдоскоп», «Конструктор», «Витраж», «Кляксы») развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии.
Самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования помогают игры серии «Комбинаторика» («Волшебные ключи», «Принцесса-сороконожка», «Зимние чудеса»).
Компьютерные режиссерские игры («Лес», «Танцующая гусеница», «Море»), позволяют ребенку повторить весь ход событий в виде мультфильма. Дети, фантазируя, создают свой собственный мультик, сюжет которого разворачивается на фоне различных декораций. Самостоятельно принимают решение, выражают свою индивидуальность. Благодаря наличию готовых форм, ребенок не отвлекается на их создание: вырезывание или рисование. Его мышление направлено непосредственно на создание образа, фигуры, сюжета это очень важно, так как дети начинают ощущать себя творцами своего мультфильма.
Своевременное ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, природной, социальной с помощью компьютерных игр дают толчок (импульс) развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогает детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.

Литература:
1. Ю.М. Горвиц. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Москва. 1998
2. Журнал управление в ДОУ 2008г. N 6

   
  Rambler's Top100