logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие познавательного интереса дошкольника к родному краю, как формирование ценностного отношения к малой и большой Родине.

Автор: Коноплева Галина Адамовна, старший воспитатель, МБДОУ г. Иркутска ЦРР детский сад  N 151.

Ценностное отношение к Родине является  важной составляющей аксиологического опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека- дошкольного образования. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая для детей теплую, уютную атмосферу, как дома, так и в дошкольном учреждении, взрослые плавно начинают работу по духовно-патриотическому воспитанию.

Основой в воспитании у дошкольников  гражданских чувств являются накопление  детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Когда почти каждый день ребенка, в детском саду или  дома,  наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы обязательно увидим заинтересованные глаза, услышим вопросы, касающиеся окружающего. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы духовности и патриотизма. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,  климат, природу, особенности языка, быта. И конечно того места, где ты родился. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются для дошкольников наиболее доступными  средствами формирования положительного отношения  к своей малой Родине, к родным местам.  Россия – родина для многих народов и народностей. Важно отметить, что духовность и патриотизм обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально, создаются культурой человека, нравственной ее глубиной, но не без помощи окружающей атмосферы. Создание атмосферы духовности – одна из главных задач, стоящих перед современной  системой  образования. Воспитать нравственного, творческого  человека без окружающей красоты невозможно.

Реализуя региональный компонент ООП ДО в ДОУ патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности воспитанников по направлению социально-личностного развития в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В то же время, формирование патриотических чувств,  является одним из сложных направлений деятельности по ряду причин:

  • особенности дошкольного возраста;
  • многоаспектности понятия «патриотизм» в современном мире;
  • отсутствия  четкой концепции.

Цель освоения первоначальных представлений социального характера и включение воспитанников в систему социальных отношений проводится на основе задач формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств через развитие познавательного интереса к истории и культуре Родного края. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре Прибайкалья, гражданской идентичности («Я –иркутянин», «Я-житель Прибайкалья»)  на основе изучения особенностей  родного края, родной страны путем формирования интегративных качеств ребенка-дошкольника.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова “родина” и “мать” часто употребляют как синонимы.

 Целью работы ДОУ по формированию основ духовности и патриотического чувства является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

 Для достижения данной цели и выделены задачи:
1.Определить содержание обучающих программ, включающих развитие духовности детей (включая опыт региональных программ и методических рекомендация».
2.Создать в условиях детского сада развивающую внутреннюю  пространственно- образовательно и культурную среду с учетом  исторических особенностей и традиций народов Прибайкалья или той местности, где ребенок окажется.
3.Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство
красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, городу, краю, к своему народу, его обычаям, традициям.
4.Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.)
5. Создавать условия для развития и реализации проектной деятельности творческого характера для старших дошкольников.
6. Проектная деятельность творческого характера для старших дошкольников.
7. Умение дошкольника использовать в данной деятельности все виды художественного творчества (рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).
Результатом деятельности наших педагогов является разработка перспективно - тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально-техническими условиями. Немаловажное значение имеет опыт воспитателей,  который перенесен в разработку: Учебно-методического  комплекта  «Ребёнок познаёт малую родину – город Иркутск», где дети старшего дошкольного возраста осваивают материал, необходимый  в организации совместной деятельности (беседы, игры, итоговые мероприятия, проблемные ситуации, через экскурсии и чтение художественной литературы). Важной особенностью организации образовательного процесса является также  взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного  воспитания патриотизма у детей.
Для педагогов ДОУ, начиная с младшего дошкольного возраста, разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию; проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Уже у маленького ребенка можно вызывать энергию радости, активизацию творческой активности, положительно влияющую на здоровье. Яркие радостные впечатления, пережитые в дошкольном детстве, откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие ребенка. 
Работу по данному направлению  мы представляем как интеграцию различных видов детской деятельности, где центральным стержневым моментом являются праздники, составление буклетов, листовок, различных альбомов, коллажей и др.,  направленных на формирование культуры ребенка, на ознакомление с красными датами календаря, знаменательными событиями.
Для реализации  данного направления через проекты - воспитатели и все специалисты планируют свою деятельность; интеграция происходит и в деятельности детей, содержании подготавливаемого материала. Для решения поставленных задач используем:
- специально организованную деятельность, на которой даются  сведения о достопримечательностях столицы Москвы, городов Приангарья, в частности города Иркутска; знакомство с символикой Российской Федерации, города Иркутска, с песнями, посвященными родному городу;
- беседы: «О Байкале и его обитателях», «О родном городе», «Москва – столица нашей Родины», «Национальная традиция нашего народа – хлебосольство», «Моя улица», «Улицы знаменитых людей города», «Разнообразие природы Прибайкалья», «Защитники нашей Родины-герои Иркутска» и др.;
 - посещение музеев города Иркутска, музея-усадьбы им. В. Сукачева,  Дома ремесел, Иркутского областного краеведческого музея, Художественного музея; экскурсии по родным местам;
- чтение краеведческой литературы о  городе и крае;
- литературная гостиная  « В гостях у иркутских писателей»
- тематические дни, посвященные Дню  города, Дню защитника Отечества;
- оформление семейных выставок: «Мое генеалогическое древо»,  «Мой домашний спортивный комплекс», «Как я отдыхаю с родителями»;
- сюжетно-ролевые игры  «Строю родной город», «Мы полетим в космос», «Мы – военные», «Пароход», «Семья», «Дом счастливый для ребят»
- выставки рисунков «Мой город самый красивый», «Рисуем ледокол «Ангара»», «Военно-воздушный флот», «Как мой папа спал, когда был маленьким»;
- систематическое участие в городских конкурсах плакатов по патриотическому воспитанию;
- интегрированные занятия: «Байкал – жемчужина Сибири», «Славное море, священный Байкал», «Страна, в которой мы живем», «Иркутская губерния»;
- фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки»,  встреча весны «Здравствуй, русская березка!», «Масленица»;
- праздники: «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей»;
- кружок «Волшебная кукла» - изготовление  кукол с использованием различных техник  декоративно-прикладного искусства;
- социальные акции «Вечная слава героям»;
- семейные художественно-творческие проекты: «Я – взрослый, ты – ребенок»,  «Птица семейного счастья»,  «Иркутск в моем окне».
Очень важна активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России.
Результатом данной  работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Культура родного края должна  войти  в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, ребенок приобщается  к богатствам национальной  и мировой культуры.

 

 

Список литературы:

  •  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. М., 2011.-14с.
  • Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т.И. Оверчук.-М.:»Мозаика-синтез», 2005.-11с.
  • Дети и народная культура: Иркутск: Иркутский областной центр народного творчества и досуга,1995.-9с.
  • Долганов А.А. Мой город вырос из острога/ Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2008.-12с.
  •  Кудрина Г.Я., Примакова Р.В., Водова В.Д. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры. Иркутск, 2005.-16с.
  • Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М., 2005.-2с.
   
  Rambler's Top100