logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Методическое пособие для педагогов ДОУ

Подготовила старший воспитатель Кочетова Людмила Валентиновна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида N12 «Ягодка», г. Зарайск Московской области.

 

N
п/п

Современные образовательные  технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)

Цель использования
технологии/ методики

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в
практической профессиональной деятельности

Результат использования
технологии/методики

1.

Технология проектной деятельности.
Е.Евдокимова, Н.Рыжова.

Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследовательской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникативные навыки, интеллектуальная инициатива.

Применение проектной технологии позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника.
1 этап. Формируется проблема с целью научить детей видеть проблемную ситуацию, задуматься над ней, вызвать желание детей решить ее.
2 этап. Ставится цель с опорой на интересы, потребности и умения детей, для решения которой дети становятся активными участниками.
3 этап. Организуется активное обсуждение путей достижения цели. Допускаются к обсуждению любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
4 этап. Определяются основные этапы работы, планируются занятия, игры, опытно-исследовательская деятельность и др.мероприятия.
5 этап. Участие дошкольников в разнообразных видах деятельности на правах партнеров, помощников. Допускается своевременная коррекция отдельных шагов.
6 этап. Участие воспитанников в игровой презентации достигнутых результатов. Проведение с помощью взрослого посильного анализа работы над проектом.

Технология проектной деятельности широко используется в детском саду.
- В 8 случаях из 10 воспитанники научились понимать и принимать проблему, формулировать важные вопросы.
- У детей сформирована потребность в помощи решения проблемы от 50%  до  95%.
- Повысилась творческая активность в принятии решений по достижению цели от 30% до 80%.
- Возросла активность детей в проведении любых мероприятий, связанных  с реализацией проекта от 30% до 90%.
- Возросла активность участия родителей в жизни группы и детского сада от15% до 60%.
- У дошкольников сформирована способность учитывать и принимать решение в пользу сверстников, подчинять свои желания интересам общего дела 10% / 50%

 

2.

 

Технология познавательно-исследовательской деятельности.
Н.М.Короткова,
А.И.Иванова.

 

Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные  и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.

 

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает  их:
- внимательно всматриваться в изучаемый объект,
- описывать его внешние признаки,
- выделять главное,
- сравнивать с другими объектами,
- анализировать, делать выводы и обобщения.
2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера:
- на выявление главных признаков объекта,
- его функций,
- на формирование умения давать полную характеристику предмету,
- определять его место и значение в окружающем мире.
3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники:
- уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования,
- анализируют условия,
- свободно экспериментируют,
- находят самостоятельное оригинальное решение,
- создают модель на основе умозаключений и логических выводов,
- испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

 

1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия 20% / 80%.
2. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения 20% / 80%.
3. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов 30% / 85%.
4. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др. 10% / 50%.
5. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия 40% / 90%.

 

3.

 

Технология организации сюжетной игры в ДОУ.
Н. Михайленко,
 Н. Короткова.

 

Формирование психических процессов, позволяющих в доступной для ребенка наглядно-действенной форме смоделировать образцы взаимодействия в окружающей действительности.

Педагог формирует у дошкольника умения:
(1,5-3года)
- развертывать условные действия с сюжетной игрушкой и предметом-заменителем,
-  связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку,
- словесно обозначать их,
- продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
(4-ый год жизни)
- принимать и обозначать игровую роль,
- реализовывать специфические ролевые действия,
- развертывать парное ролевое взаимодействие друг с другом, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
(5-ый год жизни)
Воспитатель подводит дошкольников к более сложному ролевому поведению в игре:
- формирует умение изменять ролевое поведение в соответствие с разными ролями партнеров,
- умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров,
-  умение согласованно взаимодействовать с 1-2 сверстниками,
- умение моделировать ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером (устанавливают разнообразные связи в игре).
(старший дошкольный возраст)
Под влиянием систематического формирования у дошкольников игровых умений, изменяется самостоятельная сюжетная игра:
- возникает установка на продумывание новой игры,
- усложняются и становятся разнообразными сюжеты, приобретают многотемный характер,
- происходит динамичное наращивание событий в процессе игры,
-  часто используется смена ролей,
- учащается речевое взаимодействие,
- в игровых группах возрастает инициатива всех участников.

- Дошкольники научились принимать на себя игровую роль 30% / 60%.
-  Распределяют роли между собой без конфликтов 20% / 50%.
- Больше половины группы детей включаются в сюжетную игру.
- В игре отражают реальные факты, знания о профессиях взрослых 30% / 60%
- Выполняют этические нормы поведения во время игры: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, взаимопонимание, справедливость, сопереживание, правдивость 20% / 70%.
- Наблюдается умение разрешать конфликты и предупреждать их 20% / 40%.
- Доводят игру до логического конца 40% / 80%.

4.

Технология оригами.
З.А. Богатеева

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников, точности и координации движений, произвольности психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.

Технология овладения детьми оригами помогает в преодолении трудностей развития речи, приводит в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям в развитии ребенка.
- Знакомство со свойствами бумаги путем обследования и эксперимента: рвется, мнется, мокнет.
- Изменение формы бумаги путем выполнения простейших действий: складывания, деления пополам, на разные части и др.
- Показ действий с бумагой, включая проговаривание этих действий.
-  Постепенное внедрение в словарь дополнительных определений: угол, сторона, центр, диагональ, вершина.
- Показ с демонстрацией складывания квадрата по диагонали: на противоположных уголках квадрата нарисованы бабочка и цветок. Дошкольнику предлагается аккуратно взять уголок-«бабочку» и посадить ее на «цветок» (соединить углы). Чтобы бабочка не улетела, надо прогладить сгиб.
- Демонстрация возможности изготовления из бумаги игрушек, подарков.

В результате использования технологии
- наблюдается повышенная концентрация внимания, улучшается память: дети запоминают приемы и способы складывания;
- более уверенными и качественными стали графические навыки работы на листе бумаги 20% / 60%;
- дети с удовольствием готовят из бумаги атрибуты и персонажи к театральным постановкам;
- дошкольники лучше ориентируются на плоскости, в окружающем 30% / 50%;
- пользуются различными приемами работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание 30% / 80%.

 

5.

Технология формирования начал экологической культуры.
С.Н.Николаева.

Формирования начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения.

Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие детей.
Реализуя технологию, применяю целостную систему экологического воспитания:
- циклические наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке,
-  демонстрация их связи со средой обитания и приспособленности к ней,
- ведение различных календарей,
- предоставление возможности наблюдения за  ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях,
- занятия (простые и комплексные), с целью формирования у детей обобщенных представлений о явлениях природы,
- целевые прогулки, экскурсии с целью воспитания эмоционального отклика при созерцании гармонично развивающегося окружающего природного мира,
- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей,
- практическая деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, обучение навыкам ухода,
- аспекты взаимодействия человека с природой:
Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно-необходимых условиях. Человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу,
- познание явлений живой и неживой природы,
- раскрытие основных понятий и законов экологии через художественную литературу.
 

 В результате использования  технологии:
- совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются  сенсорика и наблюдательность,
- дошкольники научились устанавливать взаимосвязь, зависимость, находить причины и следствия 20% / 50%,
- используют мерку, модели, схемы 20% / 60%,
- наблюдаются улучшения в развитии разных форм речи (диалог, описание, объяснение, рассказ) 30% / 70%,
- проявляется способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других 30% / 80%,
- проявляются умения замечать и принимать красоту в окружающей природе, в произведениях искусства
30% / 70%,
- возросло желание создавать красоту своими руками через разные формы изобразительной деятельности 40% / 90%,
- понимают и рассуждают о здоровье как о ценности, которую надо беречь с малых лет 30% / 80%.
 
 

 

Список используемой литературы.

1.О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» Москва, ТЦ Сфера,2007г

 2.А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов  в детском саду». Москва, ТЦ Сфера, 2007г.

3.С.Н.Николаева «Юный эколог» М. Мозаика - Синтез,2010г.

 4.А.И.Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва, ТЦ Сфера,2007

5.Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» Москва, ТЦ Сфера, 2008г.

6.В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» Москва, Центр педагогического образования, 2012г.

7.Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Как играть с ребенком» Москва, Педагогика, 1990г.

8. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» Москва. «ГНОМ и Д», 2000г.

9.З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»  Москва,  Просвещение, 1992 г.

   
  Rambler's Top100