logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Лучший помощник логопеда – «БУКВАРИНСК»

Автор: Александрова Ирина Михайловна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 72 «Мозаика», г. Белгород.

Значительное число учащихся общеобразовательных школ испытывает трудности в усвоении навыков чтения. Интерес к проблеме предупреждения дислексии обусловлен необходимостью поиска основных направлений и приёмов коррекционно-логопедической работы.
Формирование навыка чтения на начальном этапе возможно при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия и анализа, зрительного анализа, оптико-пространственных представлений.
Организацию работы по развитию речи и необходимых психических функций нужно начать в детском саду, то есть до начала обучения. Особенно важно это для детей детского сада, обучающихся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как для них характерным является несформированность фонематического восприятия, незаконченность процесса формирования звуков.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произношения звука и звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различия невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В своей работе по развитию фонематического восприятия и пропедевтике обучению чтения использую город «Букваринск». «Букваринск» помогает и в работе с ознакомлением с символами, обозначающими звуки. Работая с «Букваринском» в течение двух лет (это время пребывания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи), выясняем что буквы и звуки — это разные понятия.

  • Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.
  • Буква может обозначать один звук, два звука (я, ю, ё, е), ни одного звука (ь, ъ).

Гласные буквы живут в красных домиках. В русском языке 10 гласных букв, но 6 гласных звуков. Дети называют звуки, которые может обозначать буква я [j,а], ю[j,у], е[j,э], ё[j,о]. Гласные буквы в «Букваринске» расположены так, что детям легко это запомнить.
А — Я
У — Ю
О — Ё
Э — Е
Ы — И
Мы говорим о том, что гласные второго ряда смягчают согласные, стоящие рядом. Для того, чтобы лучше это понять, каждому ребенку дается в руки согласная буква. Он подходит к «Букваринску» и подставляет свою букву вначале к гласным первого ряда, затем к гласным второго ряда, читая полученные слоги.
ТА — ТЯ
ТУ — ТЮ
ТО — ТЁ
ТЭ — ТЕ
ТЫ — ТИ и т.д.
Читая сам и прослушивая своих товарищей, ребенок хорошо запоминает, с какими гласными согласные твердые, а с какими — мягкие. Согласные буквы в «Букваринске» живут на «другой улице», там голубые и синие домики. В синих домиках живут звонкие согласные, а в голубых — глухие. Подставляя ладошку к горлу или закрывая ладошками уши, проверяем разницу в звучании звонких и глухих согласных. Находим парные согласные по глухости — звонкости. Это звуки братья — близнецы, а дети должны различать их и обозначать соответствующей буквой. В «Букваринске» согласные буквы расположены так, что парные согласные по звонкости — глухости легко выделить.
В белых домиках живут буквы, обозначающие молчащие звуки (ь, ъ).
На улице согласных выделяем переулки:

  • Свистящих (з, с, ц);
  • Шипящих (ж, ш, щ, ч);
  • Заднеязычных (г, к, х);
  • Сонорных (й, н, м, р, л).

В переулке свистящих находим звонкий звук, глухие звуки. Выясняем, почему эти звуки живут в переулке свистящих. Аналогичную работу проводим и в других переулках.
Работая над переулками, выясняем, что буквы Ц, Ж, Ш обозначают всегда твердые звуки, а Щ, Ч, Й — всегда обозначают мягкие звуки.
«Букваринск» помогает нам и на фронтальных занятиях, с его помощью детям легче дать характеристику изучаемому звуку.
Во второй половине дня в группе воспитатели используют другой вариант «Букваринска».  Он является частью предметно-развивающей среды в группе. Там магнитные буквы, которые дети могут легко снять, переставить. Дети берут согласные буквы, по мосту через реку переводят их на улицу гласных и читают слоги. Воспитатель может менять одну или несколько букв местами, а дети самостоятельно находят ошибки и ставят буквы на место.
Таким образом, мы формируем фонематическое восприятие, развиваем навыки звукового анализа и синтеза, внимание и память, учим сравнивать, делать выводы. Знакомим с основными понятиями: звук, буква, слог, слово. Работа с «Букваринском» является хорошей базой для предупреждения дислексии.

   
  Rambler's Top100