logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие творческого потенциала  дошкольников в процессе танцевальной деятельности на занятиях ритмической гимнастики. 

Автор: Титова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, II квалификационная категория, МАОУДОД «ДДТN15», город Набережные Челны.  

Под словом «танец» следует   подразумевать нечто более
содержательное  и идейно  осмысленное, чем простую
сумму технических приемов…
К.Я.Голейзовский

В современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствование ее духовного мира. У многих современных детей наблюдается нехватка творческой выдумки: они не умеют общаться друг с другом, выражать свои чувства, адекватно реагировать на музыку. Ребята, с раннего возраста включенные в творческую деятельность, являются фантазерами и мечтателями, по характеру любознательны и целеустремленны и потому так интересны окружающим.

Важным средством активизации творческого начала у дошкольников было, есть и будет движение под музыку. Танцевальные, ритмические и пластические упражнения совершенствуют детскую пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкально – двигательный образ.
          Дошкольный возраст является  одним из важных периодов для развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,   умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Творчество изначально заложено в каждом ребенке. Перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло, создать необходимые условия для его проявления.
         На современном этапе педагогической теории и практики уделяется особое внимание развитию творческой личности. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Для малышей все начинается с ритмики и ритмических движений. Занятия ритмической гимнастикой в дошкольном возрасте приобретают особую важность, потому что ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию у детей музыкального слуха, чувства ритма, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
          Творческая личность всегда успешна, поскольку она постоянно стремится к совершенствованию и преобразованию окружающего мира. Творческий потенциал детей развивается постепенно, путем целенаправленного обучения, посредством музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления.
         Программа рассчитана на 3 года обучения для детей с 4 – 7 лет. Учитываются индивидуальные способности и возрастные особенности каждого ребенка. Основной формой организации учебно – воспитательного процесса являются групповые формы занятий.
         Цель занятий на уроках ритмической гимнастики: всестороннее развитие детей посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения.
         Задачи: формирование танцевального творчества; развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации; потребности самовыражения в движении под музыку; развитие и тренировка психических процессов; развитие нравственно – коммуникативных качеств личности.
         Программа разработана с учетом принципов последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, принципа доступности и учета индивидуальных особенностей детей.         
          Программа разработана с учетом психо – физиологических  особенностей детей. Уже в 5 лет ребенок обладает достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность, внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но не закрепляются сразу, и навыки вначале весьма непрочны. Память пятилетнего ребенка обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно взволновало и заинтересовало. У детей 6 – 7 лет развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Дети осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения, что способствует пониманию слов, установок педагога на занятиях, повышая активность упорядоченных движений. Одновременно совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение.
          Особенность программы «Танцевальная дорожка»  – от постепенного овладения танцевальной грамотой и развития эмоционально – коммуникативной сферы к языку выразительных движений, исполнительскому творчеству, а от него к творчеству в танце.
          На I этапе – изучаются  основы  музыкальной и танцевальной грамоты, танцевальных терминов, позиций рук и ног, положения корпуса и головы. Для развития детского музыкального – двигательного творчества на занятиях ритмической гимнастики используется музыкально – поэтический комплекс физических упражнений Л.А.Яртовой. Он представляет собой систему специально подобранных упражнений и направлен на овладение языком образных, пантономических и танцевальных движений, основанных на умении анализировать и соотносить их с характером музыки. Кроме того, целью  первого этапа является развитие памяти, логического мышления, побуждения к активности.  Примеры упражнений, предлагаемых детям: «Стойкий оловянный солдатик», «Лошадка», «Воздушный шарик». Упражнения активизируют воображение детей, развивает эмоциональность и фантазию.
          II этап – нацелен на усвоение приемов танцевально – игрового общения, на отработку навыков эмоционального исполнения.  Основой занятий является игровая гимнастика Е.Железновой. Содержание включает увлекательные игровые сюжеты, этюды, превращения. Игровая гимнастика – это естественное продолжение обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Учебные этюды исполняются для знакомства детей с возможными вариантами построения танцевальной композиции. Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, дети пытаются определить, про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он делает. После этого составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж. Первая попытка исполнения этюда предоставляется детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа.  Дети с удовольствием перевоплощаются в животных, птиц, образы сказочных персонажей, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. 
          В этюде «Кошка» музыка подсказывает использовать при воплощении образа осторожный полушаг вначале и сильные прыжки в конце музыкального произведения. Дети успешно различают этот контраст и передают его в движениях, однако пластика не всегда соответствует образу кошки. Исполняя осторожный шаг, дети наклоняют корпус вперед, ссутулив спину, опустив голову, приподняв плечи. Такая пластика выражает осторожность, которая вызвана страхом, боязнью. У кошки, в данном этюде, должна быть осторожность хищника, подкрадывающегося к добыче. Следует подсказать детям, что при наклоне корпуса вперед, плечи должны быть опущены вниз, шея вытянута вперед, руки полусогнуты, их движение должно быть скоординировано с движением ног. Шаги удлиненные, «стелющиеся».  Этюд формируют способность детей к музыкально – двигательной импровизации, умения включаться в творческий процесс, входить в музыкальный образ, передавать в движении характерность образа.
          На III этапе – по мере накопления объема танцевальных движений и жестов пантомимы у дошкольников пробуждается желание импровизировать. На примере простейших этюдов и упражнений дети учатся образами передавать различные настроения и свое отношение друг другу и происходящему. Так дошкольники подводятся  к осмысленному , выразительному исполнению сюжетных танцев. Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет. Этот вид танца вызывает живой интерес у детей и является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.
Музыкальные произведения, предназначенные для детских сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающими к движению.  Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с
сюжетным развитием.
          Например «Колобок», дети анализируют характер музыкального произведения, вслушиваются в музыкальные характеристики (темы) каждого персонажа, выстраивают план сюжетного танца. На занятиях все дети исполняют один и тот же образ, и вместе в сотворчестве, пытаются найти способы его музыкально – пластического воплощения. Затем эпизоды собираются воедино, дети исполняют весь танец целиком, меняясь ролями. Работая над танцем, важно дать понять детям, что успех зависит от стараний каждого участника, что неточность, невнимание, «выход из роли» портит общий танец.
          Сюжетный танец создает благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста. Ребенок испытывает положительные эмоции, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе музыкального материала. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Они естественно и непосредственно двигаются. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализировано, передающими их индивидуальное восприятие. Музыка активизирует фантазию ребенка, направляет ее, побуждает к творческому использованию выразительных движений.
        Данная программа позволяет активизировать развитие творческих проявлений детей. У дошкольников формируются следующие умения:
- выстраивать пространственный рисунок поведения персонажа;
- выразительно и устойчиво перевоплощаться в исполняемый образ;
- придумывать способы игрового взаимодействия, не подражая друг другу;
- составлять связную композицию этюда, танца. 
       Таким образом,  наше социально – ориентированное время  требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формирует у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, обогащает его внутренний мир, помогает познать себя, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
       Танец – это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогает проявлять вовне то, что находится внутри нас.

   
  Rambler's Top100