logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Технология организации циклических наблюдений.

Автор: Донцова Зиля Октябриновна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад Комбинированного Вида N38 «Домовёнок» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.

В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов.

Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.
Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Многолетняя практика убеждает в эффективности следующе­го подхода к организации деятельности наблюдения дошкольни­ков, предложенного С.Н.Николаевой. Его суть - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объ­ектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и опреде­ленное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, на­дежное их усвоение.
Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему знаний о растениях или жи­вотных, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений, как организационно-методическая форма педагогического процесса, имеет ряд достоинств:
каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать де­тям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившие­ся представления;
достоинством цикла является и его протяженность во вре­мени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок;
многоразовое (но с разным содержанием) обращение к од­ному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев фор­мирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных на­блюдениях без побуждения и руководства воспитателя;
-        . и, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной
жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий, делает работу с детьми разнообразной. При организации циклических наблюдений С.Н.Николаева считает важными следующие моменты:
1.      Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно
следовать за другим, без больших разрывов во времени. Содержа-
ние, «наслаиваясь», укрепляет единую систему знаний об объекте.
2.      Преобладание визуального источника знаний над словесным.
Охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Для запланированных наблюдений необходимо спе­циально создавать условия (чтобы объект делал то, что мы на­блюдаем) [4].
Наблюдение дает мощный запас знаний и одновременно учит оценке, анализу, развивает память, воображение, мышление, дает толчок к развитию познавательных процессов. Чтобы наблюдение могло способствовать развитию этих качеств надо уметь наблюдать, делать умозаключения, рассуждения во время наблюдения.
Наблюдения подразделяются на долговременные, короткие, постоянные, эпизодические, циклические. Долговременные наблюдения можно использовать при наблюдении за ростом растения, постоянные чаще всего при наблюдении за погодой, короткие при каком- то коротком явлении, например, при кормлении животного, эпизодические могут быть при наблюдении какого- то редкого явления (радуга, гроза). При долговременном наблюдении само наблюдение строится циклически, т.е. к наблюдаемому объекту обращаются несколько раз, поэтому особенно важно здесь постоянство наблюдения, использование разнообразных методов и приемов при ведении наблюдения , для поддержания интереса можно использовать игровые приемы, резкую смену объекта наблюдения, его взаимосвязь с другими объектами наблюдения, вспомнить литературный персонаж или героя сказки, пословицу, поговорку, загадку. Разнообразие приемов обеспечит постоянство внимания, интерес, подчеркнет особенности, расширит кругозор, разовьет воображение и фантазию.
В практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип занятия на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения. Цель такого занятия -  познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним. Как правило детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем они не получают. Контакт с новым живым существом помещенном в уголке природы осуществляется лишь через трудовые действия во время ухода за ним. В плане экологического воспитания такой способ познания малоэффективен, так как не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения. Таким образом, занятие-наблюдение не обеспечивает в достаточной степени формирование у детей осознанного отношения к объектам природы.
Практика убеждает в эффективности иного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть – проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определённое не схожее с другими содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у дошкольников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных. В чем же преимущество цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они сводятся к следующему. В цикле наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое, но с разной целью, обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых ( что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях.
Важно также, чтобы наблюдение было динамичным, действенным, а не просто набором определенной информации, надо постоянно задавать вопросы проблемного, иногда противоречивого характера, чтобы ребенок, наблюдая объект, мог предугадывать ответ, находить его во время наблюдения различных сторон объекта.
При организации цикла наблюдений важными являются следующие моменты:
-компактное проведение цикла – одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае, содержание каждого следующего наблюдения, наслаиваясь на предыдущие, укрепляет  (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.
-преобладание визуального источника знаний над словесным – дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда   вытекают следующие требования:
В каждом конкретном наблюдении должны одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В случае когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать вся группа.
-охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
-опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия, например, черепаха активна, если её тело разогрето (рефлектором, солнцем) – можно наблюдать процесс её питания, способы передвижения.
-выбор объекта. Объект для долговременного циклического наблюдения надо выбирать учитывая то, что за объектом будет идти наблюдение долго и в разное время суток и в разные сезоны, чтобы объект соотносился с другими объектами наблюдения, был представлен в своем многообразии.
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.   
Организация наблюдений:
1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.
2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.
4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.
Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:      призыв вместе посмотреть что-то интересное;
             ласковая интригующая интонация;
              загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.
          Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:          продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;
        убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;
        настроить правильную подсветку и так далее.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:

  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
  • сформированы начала экологической культуры детей;
  • дети получают практические знания по охране природы;
  • развиваются речевые навыки детей;
  • дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
   
  Rambler's Top100