logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Психологическая  безопасность личности ребенка в ДОУ.

 Автор: Хирьянова Инна Викторовна, педагог-психолог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N 14 г. Алексеевка Белгородской области»

Понятие психологическая безопасностьчаще всего раскры­вается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и вне­шние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсут­ствие опасностей или возможность надежной защиты от них.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются:

  • процесс адаптации  при поступлении в ДОУ;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;
  • отсутствие отклонений в поведении.

Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно слож­но. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном уч­реждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние.

К ВНЕШНИМ  ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельно­сти, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, уча­ствующего в образовательном процессе и ежедневно вступа­ющего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детейв группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстни­ков, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляет­ся чувство дезориентации в микросоциуме, каковым являет­ся для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в дет­ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реак­ции педагогов.
4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движе­нии; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
5. Несоблюдение гигиенических требованийк содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима провет­ривания.
6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузкииз-за нерационально построенного режима жизне­деятельности детей, однообразие будней.
7. Нерациональность и скудость питания, его однообра­зие и плохая организация.
8. Неправильная организация общения. Преобладание ав­торитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
9. Недооценка значения закаливания, сокращение длитель­ности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
11. Неблагоприятные погодные условия.
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци­альная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологичес­кой безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного вос­питания в семье привычки негативного поведения. В резуль­тате малыш сознательно отвергается детьми и подсознатель­но взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса непол­ноценности и зарождению такого, например, отрицательно­го чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенностиребенка, напри­мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли­вость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

         ОБЩИМИ же источникоми угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отража­ет окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш на­ходится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

  •  в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  •  в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  •  в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на­оборот, повышенной агрессивности;
  •  в рассеянности, невнимательности;
  •  в беспокойстве и непоседливости;
  •  в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое наруше­ние аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в от­казе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцель­но бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  •  в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напря­жения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состо­яния могут быть явно выражены. Но, беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетель­ствует о возникновении психосоматических расстройств, ко­торые могут отрицательно сказаться на самочувствии, пове­дении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стой­ким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется соци­альная маска.
Надежными показателями того, что средства психологи­ческой безопасности выбраны верно, служат хорошее настро­ение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

СУЩЕСТВУЕТ  НЕМАЛО ПРОГРАММ  обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.
Например:
1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

   
  Rambler's Top100