logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Автор: Лазарева Ирина Николаевна, воспитатель, МБДОУ д\с N14 «Сказка», г.В-Уфалей, Челябинская область.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».                                               С. Михалков

Воспитывать истинного патриота  своей Родины – задача очень сложная для педагога.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
  Дети должны понять, что их город, лес, река, поле – частица Родины. Знакомя детей с родным городом нужно  обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
  Для формирования общей культуры дошкольников был создан мини – музей «Родничек» в группе. Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
   Главная задача при организации мини – музея в детском саду – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
  Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и смоциумом.
   Мини- музей  способствует познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к воспитанию.
 В основном экспонатами мини – музея патриотического содержания являются предметы истории и культуры. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини- музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки. Экспонат – главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относится не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми.
   Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора. Сейчас, когда большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, такие уголки русской культуры просто необходимы. Ведь детский сад – это первая и, может быть, самая важная ступень в образовании и воспитании ребенка.
  Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры.  Детский сад – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение.
 Для организации работы используются такие формы работы с детьми:

  • Беседы
  • Развлечения
  • Различные виды игр:

- народные подвижные,
- Игры музейного содержания
- игры – развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально – творческие игры:
4. Заполнение музейных словариков  (рисунки, аппликации, стенгазеты и т. д)
5. Выполнение творческих заданий с родителями
6. Проведение в мини – музеях тематических образовательных ситуации, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин.
  Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер – класс по лепке, оригами.
  Мы знакомим детей с историей и культурой города, края, с работами народных умельцев;

  • Развиваем у детей творческое и логическое мышление и воображение.
  • Расширяем кругозор дошкольников.
  • Формируем способность самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Обогащаем  предметно – развивающую среду.

 При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе патриотического воспитания дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность материала
  • Обязательного сочетания предметного мира музея с парцианальной программой.
  • Последовательности ознакомления детей с музейными коллекциями
  • Гуманизма
  • Поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Активности детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  •  Подвижность структуры занятий – экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

В процессе создания музейного комплекса всю работу мы разделили на 2 этапа.

  • Подготовительный, в ходе, которого определили тему, название мини – музея, его модель и место для размещения.
  • И практический этап. Систематическое обновление и дополнение материала в музее совместно с родителями и детьми.

Наш мини – музей имеет несколько экспозиций.
«Русская изба»
«Каслинское литье»
«Гжель»
«Хохлома»
«Куклы в народных костюмах»
«Камни Урала и изделие из камней»
«Мой город»
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологий музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини – музеев, важно добиться у  детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями.
В работе мини-музея я использую метод системного подхода (системного оператора) из технологии ТРИЗ.
Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассмотрим объект, условно помещенный в центре таблицы из десяти ячеек.

6.Надсистема в прошлом

 2. Где находится объект и частью чего он является (надсистема)

9. Надсистема в будущем

 

  • Сис    4.Система в прошлом

            1.Объект
            (система)

7. Система в будущем

 

  •  

5. Подсистема в прошлом

3. Из каких частей состоит объект, т.е «анатомия» объекта (подсистема)

8. Подсистема в будущем

 Таким образом, при создании мини – музея необходимо применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная объемная таблица системного оператора.  

  • Рассмотрим объект «Системы». Возьмем на пример «Матрешку»
  • Любой объект (это система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего – то, или находится в каком – то специальном месте. В мини – музее матрешка используется как экспонат выставки декоративно – прикладного искусства. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема».
  • Объект «Система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких – то частей, деталей. Матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляют другие такие же куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.
  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Матрешку изготовляли из древесины.
  • Если  рассмотреть систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Виды матрёшек: сергиев – посадская, семёновская, полхов – майданская.
  • Надсистема  системы в прошлом. Семена – дерево – матрешка.
  • Будущее системы рассматривается в 7 –ой ячейке справа. Что произойдет с этим объектом? Матрешка может изготовляться из разных материалов (железо, стекло, пластмасса и т.д.).
  • Точно также рассматривается надсистема и подсистема в будущем.
  • Для детей старшего возраста можно добавить ещё три позиции:
  • Антисистема – враг нашего объекта.
  • Сосистема – друзья объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на объект.

   Таким образом, при создании мини – музея необходимо применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон.  Можно сказать, что мини – музей и есть видоизменённая объемная таблица системного оператора. 
 
А мне хочется напомнить вам метод системного оператора с помощью стихотворения.
Если мы рассмотрим  что – то,
Это что – то для чего-то,
Это что – то из чего-то,
Это что – то – часть чего-то.
Чем – то было раньше что-то,
Чем- то будет это что – то.
Есть противники у что-то,
Много есть друзей у что-то.
Все нейтральное у что-то
Делает свое чего-то.
Что –то ты теперь возьми
На экране рассмотри.

   
  Rambler's Top100