logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Автоматизация и дифференциация речевых звуков у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи с помощью возможностей персонального компьютера»

Статья по проблеме «Возможности персонального компьютера в педагогической практике учителя-логопеда ДОУ»

Автор: Ковешникова Галина Владимировна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад N26 муниципального образования Усть - Лабинский район.

Логопедическое занятие является такой формой коррекции речевых нарушений, которая обеспечивает активное участие в процессе каждого воспитанника с проблемами развития речи.
В дошкольном возрасте происходит формирование и развитие ведущей деятельности ребенка - игровой. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с достижением дидактических и коррекционных задач  делает этот процесс более захватывающим и  интересным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, не используется дошкольниками в повседневной жизни. Их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.
Не секрет, что закрепление навыка автоматизации и дифференциации звуков требует немалых усилий, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога. Методическая сила занятия с использованием ПК (персонального компьютера) состоит в том, что воспитанника легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток зрительных и звуковых образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие, что позволяет оживить учебный процесс, а коррекционный – сделать наиболее интересным и нетрудоёмким.
По дидактической цели, которую преследует на занятиях учитель-логопед, работу по постановке и дифференциации звуков можно разделить на этапы:

  • Подготовка органов речи к постановке звуков;
  • Постановка изолированного звука;
  • Автоматизация (дифференциация) звука в слогах;
  • Автоматизация (дифференциация) звука в словах;
  • Автоматизация  (дифференциация) звука в фразах;
  • Автоматизация (дифференциация) звука в предложениях;
  • Автоматизация  (дифференциация) звука в связной речи;

Существует несколько вариантов заданий на автоматизацию и дифференциацию проблемного звука, которые можно успешно использовать при помощи демонстрации их через ПК: загадка, ребус, кроссворд, пиктограмма,игра «Помести картинки в корзины», игра «Четвертый лишний», игра «Назови предметы», игра «Звуковая дорожка», игра «Определи место звука в слове» и др. Для каждого варианта используется презентация из одного или нескольких слайдов.
Система упражнений и заданий с использованием ПК по автоматизации и дифференциации каждого звука определяет:

  • удобный способ запоминания коррекционного материала;
  • толкование лексического значения незнакомых слов;
  • работу с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами;
  • развитие речевой активности.

Таким образом, в данной статье мы представили направление  работы учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими нарушения речи, по автоматизации и дифференциации проблемного звука,  с учетом информатизации и сделали выводы по обоснованному  эффективному использованию средств ИКТ в образовательном и коррекционном процессе. При введении новых информационных технологий в образовательный и коррекционный процесс необходимо, на наш взгляд, поставить следующие задачи:
1. Ознакомление педагогов, воспитателей, а так же родителей с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;
2. Формирование представления об областях эффективного применения в сфере дошкольного образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;
3. Выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрению информационной образовательной среды.
Необходимо так же обратить внимание педагогов ДОУ на то, что все применяемые образовательные электронные издания и ресурсы должны быть рекомендованы к использованию на основании результатов комплексной экспертизы и утверждены Министерством образования РФ. При этом если такая экспертиза не была проведена на государственном уровне, педагог всегда имеет возможность самостоятельно сопоставить основные показатели качества используемого средства ИКТ с основными требованиями.

   
  Rambler's Top100