logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Изобразительное народное творчество в воспитании дошкольников и его место в развивающей среде дошкольных учреждений.

Автор: Коротенко Елена Валериевна, воспитатель МБДОУ детский сад N5 «Незабудка», г. Старый Оскол, Белгородская область.

Давайте детям больше и
больше содержания общего,
человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить
их с этим через родные и национальные явления.
                                                                 В. Белинский

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

К маленькому ребёнку нужно подходить с самым простым и доступным для него. Таким является изобразительное народное искусство наряду и музыкальным и словесным. Как близки ребёнку сюжеты русских народных сказок, так же близки ему и благородные формы богородских резных скульптур, хохломской росписи. Если по живости и яркости влияния на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного искусства.

Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приёмам. Начинаясь в художественных ремёслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Хохломы, Городца.

Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно. В обстановке детского сада нет-нет да и встретиться чудесная бытовая деталь – шкатулка вологодской резьбы, поднос, расписанный яркими и сочными цветами жестовской работы, подставка для карандашей, деревянный шкафчик с резьбой и многие другие произведения народного искусства. Каждой такой вещи нужно найти место среди других, не подчёркивая и, вместе с тем, не затмевая её художественной ценности. Педагоги могут легко найти естественный случай обратить внимание детей на художественное достоинства вещи.

Детский сад – не выставка, не музей. Изобразительное народное искусство, так же как и словесное, музыкальное, вводится в детский сад в связи с потребностями детской жизни, в данном случае – с целью украсить быт детей, познакомить их с историей, традициями русского народа. Нужно выбрать то, что наиболее доступно в местных условиях. В одних случаях для украшения комнаты будет использована народная скульптура, в других – отделка вещеё: вышивка.

Наибольшие требования в выдержанности стиля могут быть предъявлены к отделке детской мебели резьбой, росписью. Хохломские мастера откликнулись на запросы детских учреждений: сделаны и вошли в быт прелестные гарнитуры детской мебели – столы, стулья, скамейки и т.п.; всё отделано хохломской росписью. В практику пополнения развивающей среды, вошло украшение детской мебели русским резным орнаментом.

В художественном украшении детских садов может быть использовано народное искусство в виде декоративных панно, скульптуры. Разумеется, это должны быть только яркие нарядные пятна, но не основной фон. Значительно усилена, может быть, декоративность в оформлении летних веранд, праздничном убранстве игровых комнат.

Русская вышивка, строчка, кружево служат прекрасным украшением вещей домашнего быта: занавесей, скатертей, салфеток, детских платьев, фартучков. Природный вкус к этим вещам,  таким привычным в нашем быту, подскажет, как это может быть сделано. Способов очень много, важно только руководствоваться чувством меры.

Кукольная мебель, постельные принадлежности, бельё, игрушечная посуда представляют больше возможности для введения мотивов народного творчества в быт детей.

Мотивы русского народного творчества – дымковской, городецкой, богородской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой заключается в том, чтобы дать ребёнку почувствовать цвет, форму, линию орнамента.

Большое значение в жизни ребенка имеет народная игрушка. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную деятельность ребенка, они так же играют большую роль в эстетическом воспитании, создают положительный эмоциональный микроклимат, формируют положительное отношение к окружающей среде.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала продуктом народного творчества. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка нежные, добрые  чувства.

Народные игрушки со своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают его представление об окружающем мире, расширяют возможности детей в сюжетной лепке, развивают умственную деятельность дошкольника, его творческие способности. Но все это возможно только в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело важное. Если ребенок будет к этому приучен с раннего возраста, то став взрослым он всегда будет стремиться к красоте.

Список использованной литературы

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства  / П.Г. Богатырев - М.: Искусство, 1971.

2. Бурова А.И. Эстетическое воспитание школьников  / под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

3. Гончарова Н. Матрешка в жизни ребенка  / Н. Гончарова // Дошкольное воспитание. 1990.-N12.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. - Изд-во Просвещение. М., 2001.

5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. - М.: Легкая промышленность, 1981.

6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб.: Детство - Пресс, 2004.

   
  Rambler's Top100