logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Фронтальная проверка: организация подвижных игр на прогулке»

Материал из опыта работы.

Заместитель директора по УВР Зацепина Татьяна Александровна, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Детский дом «Аистенок» Мичуринск

 

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ДЕТСКИЙ ДОМ «АИСТЕНОК»

ПРИКАЗ
«13» января  2014 г.                       г.Мичуринск                                           N4 а

О проведении  фронтальной проверки «Организация подвижных игр на прогулках».

В целях осуществления эффективного контроля за учебно-воспитательным процессом, организацией работы по организации подвижных игр на прогулках  в детском доме и в соответствии с годовым планом работы

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.С 20.01.2014 г. по 24.01.2014 г. провести в ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок» тематическую проверку   «Организация подвижных игр на прогулках»
Данную тематическую проверку провести при участии:

  • зам.директора по УВР Т.А.Зацепина
  • педагога-психолога О.А.Карюкиной
  • соц.педагога  О.А.Кочевцевой

2. Специалистам, принимающим участие в тематической проверке
разработать план проверки и оценочный инструментарий.

3.Тематическую проверку провести во всех возрастных группах детского дома.

4. Результаты проверки донести до сведения педагогов до 28.01.2014г.

5.Контроль за исполнением данного приказа возложить на зам.директора по УВР Т.А.Зацепину.

                                                                                 

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ДЕТСКИЙ ДОМ «АИСТЕНОК»
ПРИКАЗ

«27» января 2014г.                        г. Мичуринск                         N  15

Об итогах проведения фронтальной проверки «Организация  подвижных игр на прогулках».

Согласно результатам проверки по вышеуказанной проблеме ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Совершенствовать работу по  организации подвижных игр на прогулках дошкольников детского дома в соответствии с задачами каждого возрастного этапа.
2. Организовывать работу по  организации подвижных игр на прогулках  в соответствии с требованиями программы, возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
3. Педагогам всех возрастных групп  использовать различные методы и приемы при организации подвижных игр на прогулках.
4. 3ам. директора Зацепина Т.А., оказать воспитателям методическую и консультационную помощь по использованию методик для повышения качества работы по организации подвижных игр на прогулках дошкольников.
5.  Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой

 

ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ:

  •  повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по организации подвижных игр на прогулках

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:

  • Анализ  организации подвижных игр,  пособий и материалов, которые требуются для игры,
  • наблюдение организации подвижных игр на участке,
  •  анализ соблюдения основных гигиенических требований при организации подвижных игр,
  •  анализ работы воспитателей,
  •  анализ планов учебно-воспитательной работы.

 

СПРАВКА
по итогам тематического контроля
«Организация подвижных игр на прогулке»

В соответствии с годовым планом ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок» и приказом по ТОГБОУ N 4а      от  13.01.2014г.  комиссией в составе:

  • зам.директора по УВР Т.А.Зацепина
  • педагога-психолога О.А.Карюкиной
  • соц.педагога  О.А.Кочевцевой

         В период с 20.01.2014 г. по 24.01.2014 г. в ТОГБОУ «Детский  дом «Аистенок» была проведена фронтальная проверка «Организация подвижных игр на прогулке»
         Проверка показала, что в детском доме систематически и планомерно организуются и проводятся подвижные игры на прогулке. Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления. При помощи подвижной игры воспитатели групп детского дома осуществляют несколько задач — укрепляют, оздоравливают организм детей, развивают движения, вызывают радостные переживания, воспитывают моральные качества и т. д.  Анализ планов показал, что включая в план ту или иную игру, воспитатели планируют  качества и навыки которые можно развить и закрепить при её помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой - метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т.д.   При выборе игр  воспитатели 2 и 3 группы учитывают особенности детей данных групп, их интересы и подготовленность. А также принимают во внимание время года,состояние погоды, температуру воздуха. В играх организуемых  в холодные время  активно участвуют все дети, так как  поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения. Воспитатель Гудкова Т.Н. (группа N2) для прогулки подбирает такие  игры, в которых можно использовать зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.
         При организации подвижных игр воспитатели всех групп соблюдают основные гигиенические требования. До выхода на прогулку площадку для игры  очищают от излишнего снега. Участки содержится не только в чистоте, а также красиво оформляются. Зимой используется снег, лед, делаются из них фигуры, снежные постройки. Красиво оформленный участок вызывает у детей желание гулять и играть на нем.
          Воспитатели Л.Ю.Медведева (группа N3)  и Н.А.Фомина (группаN2) ведущее место на прогулке отводят играм, преимущественно подвижным. В них развивают основные движения, снимают умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества. Подвижную игру  проводят  в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей.  После музыкального или физкультурного занятия,  игру проводят в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
         Воспитатели 2 группы (Гудкова Т.Н, Фомина Н.А.)  при помощи подвижных игр  расширяют знания и представления детей об окружающем, поощряют игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др.  Помогают развивать сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
         Воспитатель  Сазыкина Л.Ю. ( группа  N 3) для сбора детей на подвижную игру использует такой прием — перед выходом на прогулку делит детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой.  длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. Долго ожидая других, дети напрасно растрачивают время и энергию.
         Не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Дети часто бывают увлечены игрушками, творческими играми и не сразу оставляют их. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. Долго ожидая других, дети напрасно растрачивают время и энергию.Поэтому для сбора на игру надо удачно выбирать время.
         Не все воспитатели заранее готовят атрибуты и оборудование для подвижных игр.  Не всегда организованны  соответствующие условия для проведения игр, для помощи воспитателю в выносе  оборудования для подвижных игр привлекаются дети .
         Воспитатели младшей группы перед проведением  создают у детей интерес к игре. Заинтересованность детей помогает лучшему усвоению правил игры, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подводят детей к игре с помощью вопросов или при помощи показа игрушки, картинки.  Заранее рассказывают детям сказку или читают стихи на соответствующую тему, показывают им предметы или явления, которые встречаются в игре.
        Воспитатели после сбора детей   сообщают название игры и рассказывают её содержание. При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, потому что он не увидит ту часть группы, которая расположена позади него. Изложение содержания игры, объяснение её правил  не всегда краткое, четкое. Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово выделенное и подчеркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание. Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.  Воспитатели Дякина Л.В. ( группа N3), Гудкова Т.Н. (группа N2) делая детям указание,  имеют в виду как всю группу в целом, так и отдельных детей, учитывая их особенности. Обращаясь к отдельным детям Гудкова Татьяна Николаевна выделяет в своей речи то, что имеет прямое отношение к данному ребёнку.
         Особенное внимание воспитатели стараются уделять выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила - это определённые требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринуждённости игры, правила ограничивают определёнными рамками поведение играющих. Подчинение правилам воспитывает в ребёнке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Однако не всегда  правила в игре  соответствуют возрасту детей: чем меньше возраст ребёнка, тем проще должны быть правила,  правила  способствуют выработке у детей положительных качеств.
Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают, способствуют гармоничному развитию личности.
                        Рекомендации и предложения по организации работы

  1. В  планах  учебно -воспитательной работы  прописывать двигательные задачи к подвижным играм,  основываясь на программных задачах по основным движениям  конкретной возрастной группы.           
  2. Разнообразить виды подвижных игр по двигательной активности, двигательной задаче (бег, метание, прыжки, лазание,  равновесие).
  3.  Педагоги старшей и подготовительной группы  подключать детей для подготовки оборудования для игр и привлекать детей в  выносе  оборудования для подвижных игр .
  4.   Объяснение содержания игр, правил должны быть краткими, четкими, понятными детям соответствующего возраста.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

        Независимо от вида подвижной игры,   сложности  и возрастной принадлежности, её развитие проходит  по  одним закономерным этапам: 

                              Этапы  развития подвижной игры
1.выбор игры,
2.создание интереса детей к игре,
3. сбор на игру,
4. организация  играющих,
5. объяснение правил игры,
6. распределение ролей,
7. размётка площадки,
8. раздача инвентаря и атрибутов,
9. сигнал на начало игры,
10. проведение игры,
11. сигнал на окончание игры,
12. педагогический анализ игры

 
Важно помнить, что  исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.
Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости отсодержания игры, но нельзя нарушать NN 9,10,11,12.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе  в режиме дня, т.е. находиться на III этапе освоения движений.

 
Методика разучивания подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

  Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности  комплексного использования  разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка,  умелое педагогическое руководство ею. Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель  заранее подбирает  игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности  игрового действия.Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы,времени года,  особенностей режима (санаторный или обычный), места проведения  (помещение  или улица), интересов детей.Важно правильно организовать игру в зависимости от  содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать
способы организации  игр в зависимости от структуры и характера движений.
         Подбор п\игр для детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, ориентирован на программу воспитания конкретной возрастной группы. Программа классифицирует игры по использованию основных движений (с бегом, прыжками ..). Чтобы игра могла состояться, для детей младшего дошкольного возраста,  очень важно насколько освоены основные движения. Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы п\игры  проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких  предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т.к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии. Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока, начинает игру с интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть. Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки  надевают шапочки и заходят в свои гнездышки), контролируя равномерное распределение детей на площадке.
Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т.к. пока реакция внимания  затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы  он проходил в три этапа.

Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся);

Второй – как необходимо отреагировать (убегайте);

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

Не менее важно организовать игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик), воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота), другой  берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!»

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительна.

 Методика разучивания и проведения подвижных игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Разучивание новой подвижной игры

       Прежде чем приступить к объяснению правил новой игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатель должен представлять
- как  он вызовет у детей интерес к ней
- как распределит детей на период объяснения,
- достаточно ли будет площади игровой зоны, насколько эта зона безопасна,
- как организует участников перед  началом игры.
Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично, образно, эмоционально в течение  2-3 минут, включая объяснение игровых правил.
Лучше, если перед объяснением дети уже расположатся так, как следует встать для начала игровых действий.
Объясняя несюжетную игру ( «Ловишки», «Мы весёлые ребята» и т.д.)  необходимо  раскрыть
- последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг и договариваются о правилах, затем выбирают ловишку и  звучит сигнал на начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот, кого поймал ловишка, отходит на одно проигрывание в правый угол площадки.
- игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает ловить игроков. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» игроки возвращаются в круг. Все игроки бегают в разных направлениях, избегая столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.
- сигналы на начало и конец игры (сигналы должны быть обязательно  разные).
После объяснения  обязательно следует закрепить эти правила.
Например:  - когда  «ловишка»   начинает ловить детей,
- по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.
 Или что делает играющий, стоящий вторым, если к их паре присоединился  «убегающий» (игра «Третий лишний»).
Недопустимы вопросы типа «Вам понятно?». В таких случаях дети дадут утвердительный ответ независимо от понимания действий и правил.
Объяснение сюжетной игры  («Зайцы и волк», «Волк во рву», «Пожарные на учении» и т.д.) проводится по подобию несюжетной, отличие – уточнение  до начала игры  действий игроков, соответствующих сюжету. Важно накануне провести ознакомлению с окружающим по предполагаемому игрой сюжету.
         Объясняя спортивные игры и подвижные игры с элементами соревнования (эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон и т.д.) вы должны уточнить
- правила,
- игровые приёмы,
- условия соревнования.
         Обязательно надо выразить уверенность в том, что дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий.
         Обратите внимание на распределение игроков на площадке до начала игровых действий: следует создать выгодные условия для всех детей, особенно для тех, кто отстаёт в физическом  развитии.
         Руководство воспитателя подвижной игрой состоит  и  в распределении ролей. Водящего можно назначить не только с помощью считалки, можно предложить детям самим выбрать водящего, а потом объяснить, почему возникло такое предложение.
         Будет удачно, если для выбора водящего вы используете  игру «Флюгер».   Все встают в круг, в центре находится один из игроков с закрытыми глазами и вытянутыми прямыми руками (на уровне плеч), по условному сигналу он начинает вращаться, по сигналу  стоящих в кругу - «Стоп»- останавливается.  На кого показывают вытянутые руки, тот и становится водящим.
         Педагогический анализ  игры проводится сразу после окончания, вам необходимо задать вопросы детям, например:
- Какой  ловишка  был самым ловким?   Почему вы так считаете?
- Кто из игроков может считаться самым ловким в сегодняшней игре?
(Тот, кто не попался ни одному ловишке.)
И применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или фраза воспитателя – « Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!», произнесённая торжественным и радостным голосом.
Разучивание новой подвижной игры
Проведение знакомой детям подвижной игры (средний и старший дошкольный возраст)  организуется иначе.
Детям называются несколько игр, к которым вы приготовили оборудование.
Предлагается выбрать одну из них.
После выбора игры вы задаёте детям вопросы 
- о сигналах на начало и конец игры
 (лучше, если это будут хоровые сигналы, например,  «Раз, два, три – лови!»  или  «Раз, два, три – в круг скорей беги»),
Договариваетесь  о новых правилах, которые могут сделать игру интереснее, например: теперь тот, кого поймали, не будет уходить в сторону, а станет выполнять роль ловишки.
Для этого придумываются действия ловишки и того ребёнка, которого осалили. Ловишка – касается рукой плеча пойманного ребёнка и говорит громко: «поймал». Ребёнок, которого поймал ловишка,  быстро поднимает вверх одну руку и выкрикивает: «я ловишка!» и сразу начинает ловить игроков. После этих действий дети убегают уже от этого  ловишки. С каждым пойманным игроком ситуация повторяется.
Затем дети самостоятельно готовят игровую площадку.
Предлагаете детям самостоятельно выбрать водящего (приёмы: «флюгер», считалка и т.д.).
Контролируете распределение  детей на игровой площадке, лучше, если включаетесь в игру сами.
Педагогический анализ игры проводите так же, как и при разучивании новой игры.
ПОМНИТЕ:   ГЛАНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – ВАШЕ  ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ  В ПОДВИЖНЫХ  ИГРАХ  ДЕТЕЙ.
Участие может быть прямым: вы являетесь игроком или выполняете ведущую роль и косвенным: вы находитесь на игровой площадке и короткими указаниями поддерживаете интерес детей к игре: громче говори «поймал»,  бегаем в одном направлении и т.д.

Примеры формулировок двигательных задач к подвижным играм

Формулировки двигательных задач к подвижным играм, которые должны применяться при  составлении календарных планов воспитателями д\учреждений, основываются на программных задачах по основным движениям  конкретной возрастной группы.
1.  Упражнять в спрыгивании с высоты 15 сантиметров, отрабатывая приземление на две ноги одновременно с выполнением «пружинки» в коленях – п\и «Воробышки и кот», 2 младшая группа
2.     Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижение вперёд на расстояние 2,5 метра, отрабатывая ритмичность и энергичность толчка носками ног – п\и «Зайцы и волк», средняя группа
3.Упражнять в быстром беге врассыпную, отрабатывая согласованность и ловкость движений – п.п «Мы весёлые ребята», старшая группа    
4.Упражнять в быстром беге с увёртками, отрабатывая ловкость движений и быстроту реакции  - п\и «Ловишка бери ленту», подготов. группа

 

Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.
2. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн.: Издательство «Народная асвета», 1976.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.
4. Бородич А.М. Методика развития речи. – М.: «Просвещение»N, 1981.

   
  Rambler's Top100