logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Эстетическое воспитание в изодеятельности детей дошкольного возраста (выступление на педсовете).

Автор: Юминова Елена Вячиславовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального развития воспитанников N 69 «Радуга», Республика Татарстан, город Набережные Челны.

Дошкольная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей детей.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Рисование - графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети передают в рисунке его характерные свойства; создавая художественный образ, учатся отображать сюжет; усваивают некоторые элементы узора (в декоративном рисовании) постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.

Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной художественной деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства (картины) и литературы (чтение рассказов, сказок, стихов), в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждая желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающегося с чувства, а в дальнейшем опирающегося на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого кругозора, возникшего на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений, осмыслить их и побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, то есть обязательным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.

Немаловажное значение в эстетическом воспитании имеет эстетика быта. Эстетика быта - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, то есть то, что нам и окружающим нас людям хорошее настроение. Эстетично - значит разумно, удобно и конечно, красиво.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий, где ребёнок творит сам. Освоение как можно большего количества техник, позволяет обогащать и эстетически развивать внутренний мир ребёнка (рисование ладошкой, углём, пастелью, рисование восковыми мелками, монотипия).

Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть.
Я принимаю всех детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

И если мы, педагоги, стремимся развивать ребёнка как эстетически развитую творческую личность, мы должны вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежно, эмоциональной и отзывчивой на всё новое душой ребёнка.

   
  Rambler's Top100