logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие логического мышления на занятиях по изодеятельности.

Автор: Юминова Елена Вячиславовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального развития воспитанников N 69 «Радуга», Республика Татарстан, город Набережные Челны.

Изобразительная деятельность, эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребёнка, способствует развитию творческих и умственных способностей детей.

Сегодня существует достаточно широкий выбор вариантов дошкольного художественного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, интересна и актуальна проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник на занятиях позволяет более продуктивно решать проблему развития творческого воображения детей. Нетрадиционные техники нужно подбирать с учётом возрастных особенностей детей. Разнообразие игровых мотиваций позволяет сочетать несколько видов техник на одном занятии. Например, берётся тема «Цветы для мамы». Дети изображают цветы с помощью разных техник рисования (пальчиком - мимозы, с помощью трубочки выдувают цветы причудливой формы, пастелью и акварелью дорисовывают стебли и листья цветов).

В конце 50-х годов XX века появилась наука ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ - отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е годы возникло новое направление в образовании ТРИЗ-педагогика. В детский сад ТРИЗ - педагогика пришла в 1987 году. В центре внимания человек творческий и творящий, имеющий богатое, гибкое, системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач.

Кредо тризовцев: «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но в современном мире его надо научить при минимуме затрат достигать максимального эффекта».

Занятия и игры предполагают самостоятельный выбор темы, материала и вида деятельности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, а учу их находить её. Например, тема «Заколдованные рисунки». Детям даю листы с изображением разных фигур, линий и предлагаю их расколдовать. Дети дорисовывают. По этому же принципу проводятся занятия («Волшебный кружок», «Волшебный квадрат», «Чудесные превращения»). При выполнении этих рисунков у детей развиваются умственные способности и воображение. Такого рода занятия можно проводить со средней группы.

В подготовительной группе проводится занятие «Замок доброго волшебника» и «Злой замок». Перед детьми ставится задача нарисовать замок доброго волшебника (округлые формы, тёплые тона) и соответственно злого волшебника (острые фигуры, холодные тона, злые герои). При проведении такого рода занятий у детей проявляется изобретательская смекалка, творческое воображение и логическое мышление.

С интересом и особым желанием воспринимаются детьми занятия с использованием нетрадиционных техник: использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). Темы занятий: «Ветка рябины», «Петушок», «Лебедь», «Волшебное дерево», «Цветок», «Слон», «Жираф». Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах, это украшение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются красивые пейзажи. Эти занятия особенно находят эмоциональный отклик у детей. Ведь доказано, что мышление находится на кончиках наших пальцев. А во время таких занятий задействована вся ладошка. Значит, обучая рисовать, мы в то же время развиваем способности детей.

Обучая детей разным техникам рисования, я учу их осознанно выбирать различный материал, который даёт возможность создания более выразительных образов. Например, «Вальс цветов» (восковые мелки, акварель); «Зимние кружева» (рисование ватными палочками, аппликация, рисование пальчиками, кистью); «Мама и я» (пастель, акварель).

Итак, подводя итог, я могу сказать, что, рисуя, мы не только развиваем технические навыки детей и мелкую моторику рук, но и развиваем изобретательскую смекалку, творческое воображение и логическое мышление.

   
  Rambler's Top100