logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

К организации развивающей среды в образовательном учреждении.

Автор: Олейник Светлана Валерьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида N12.

Одно из наиболее острых противоречий в современном дошкольном образовании заключается в несоответствии высоких требований потребителей образовательных услуг к фактическому состоянию образовательного процесса. Основная причина этого – сложные социально – экономические условия, приводящие к возникновению таких негативных факторов, как низкая материальная обеспеченность, недостаток квалифицированных специалистов, неготовность педагогов и руководителей ДОУ к инновационной деятельности. В таких условиях основой обеспечения качества дошкольного образования может служить внутренняя образовательная среда, обладающая способностью содействовать влиянию положительных факторов, обеспечивая, таким образом, повышение качества дошкольного образования.
    В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20 – е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (Т.П.Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П.Блонский), «окружающая среда». В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности с позиции психологического контекста.
   По мнению Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
   В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

  • Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности.
  • Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.
  • Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых Е.В. Бондаревской, С.И. Григорьева, В.А.Сухомлинского, В.М. Полонского, В.Д. Семенова, И.В. Слободчикова.
   В исследованиях В.В.Давадова, В.П. Лебедевой, В.А.Орлова рассматривается понятие образовательной среды, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  • Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
  • Обучение организовано на основе ведущей деятельности;
  • Продуманы, структурированны и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

  • Взаимодействие участников педагогического процесса;
  • Предметная среда;
  • Освоение содержания дошкольного образования.

Помочь в укреплении дошкольной образовательной среды в контексте образовательного пространства страны призваны государственные документы, определяющие перспективы его дальнейшего развития и функционирования. Среди них концепция дошкольного воспитания, созданная авторским коллективом под руководством профессора В.А.Петровского.

Литература:

  • Лобанова Е.А. дошкольная педагогика. Учебно – методическое пособие. – Николаев, 2005.
  • Денисенко Н. как организовать окружающую среду//Дошк.восп.N12, 2003.
  • Шаховская Н.Н. образовательная среда ДОУ: условие повышения качества дошкольного образования. Управление дошкольным образовательным учреждением N 2, 2002.
   
  Rambler's Top100