Консультации для воспитателей
К организации развивающей среды в образовательном учреждении.
Автор: Олейник Светлана Валерьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида N12.
Одно из наиболее острых противоречий в современном дошкольном образовании заключается в несоответствии высоких требований потребителей образовательных услуг к фактическому состоянию образовательного процесса. Основная причина этого – сложные социально – экономические условия, приводящие к возникновению таких негативных факторов, как низкая материальная обеспеченность, недостаток квалифицированных специалистов, неготовность педагогов и руководителей ДОУ к инновационной деятельности. В таких условиях основой обеспечения качества дошкольного образования может служить внутренняя образовательная среда, обладающая способностью содействовать влиянию положительных факторов, обеспечивая, таким образом, повышение качества дошкольного образования.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20 – е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (Т.П.Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П.Блонский), «окружающая среда». В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности с позиции психологического контекста.
По мнению Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
- Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности.
- Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.
- Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых Е.В. Бондаревской, С.И. Григорьева, В.А.Сухомлинского, В.М. Полонского, В.Д. Семенова, И.В. Слободчикова.
В исследованиях В.В.Давадова, В.П. Лебедевой, В.А.Орлова рассматривается понятие образовательной среды, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
- Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
- Обучение организовано на основе ведущей деятельности;
- Продуманы, структурированны и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- Взаимодействие участников педагогического процесса;
- Предметная среда;
- Освоение содержания дошкольного образования.
Помочь в укреплении дошкольной образовательной среды в контексте образовательного пространства страны призваны государственные документы, определяющие перспективы его дальнейшего развития и функционирования. Среди них концепция дошкольного воспитания, созданная авторским коллективом под руководством профессора В.А.Петровского.
Литература:
- Лобанова Е.А. дошкольная педагогика. Учебно – методическое пособие. – Николаев, 2005.
- Денисенко Н. как организовать окружающую среду//Дошк.восп.N12, 2003.
- Шаховская Н.Н. образовательная среда ДОУ: условие повышения качества дошкольного образования. Управление дошкольным образовательным учреждением N 2, 2002.
|