logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

"Учим детей рисовать правильно"

Подготовил: Лапшина О. В., воспитатель высшей кв. категории, г. Набережные Челны, Р.Т.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать в семье учат редко.
Впервые организованное приобщение ребёнка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе.
Анализ программы по изобразительной деятельности позволяет отметить, что в процессе работы с детьми воспитателю нужно решать две группы взаимосвязанных задач.
1.Задачи направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.
2.Задачи направленные на формирование изобразительных умений и навыков.
Рассмотрим первую, наиболее сложную группу задач, связанных с развитием у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости. Интерес к окружающему миру у детей раннего возраста очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят книжки с картинками и игрушки. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет.
«Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребёнка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись на конец, носят поверхностный, умозрительный характер» (Смольяников  И.Ф.).
Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки в жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Необходимо целенаправленное воспитание чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Так каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши ловят солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зелёным волшебным царством и т.д. Эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает красоту природы и при этом приобретает не только эстетический, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость стволов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную прохладу опавших листьев и т.п.).
Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Рассматривая игрушки, воспитатель открывает для себя и для детей её выразительные особенности. Забавная, улыбающаяся мордочка игрушки помогает детям осознать, что такое настроение. Задача воспитателя – найти среди игрушек, имеющихся в группе, наиболее выразительные. Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение.
Особую роль в развитие у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. От того, как воспитатель организует эту работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Важно помнить, что книжная иллюстрация – произведение изобразительного искусства, поэтому методика работы должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке. Вначале нужно постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли её содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией ещё раз привлекает внимание детей и поясняет содержание. Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Ребёнок может выразить своё отношение не только словами, но и мимикой, жестом (погладить собачку).
Перейдём ко второй группе задач: формированию изобразительных умений и навыков.
Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Но малышу не достаточно одних словесных указаний: вначале необходимо каждому помочь правильно сесть, положить правильно руки. Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели, поэтому очень скоро дети начнут склоняться над столом, а педагог снова и снова должен поправлять их позу. На последующих занятиях для большинства уже достаточно будет одного словесного напоминания.
Одна из главных задач, на которую указывается в программе, - научить детей правильно держать в руках карандаш и кисть, что также даётся детям не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как и с другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться, неумелы: ребёнок или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука становится очень напряжённой, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться правильно брать карандаш (тремя пальцами), держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать с ним. Нельзя при этом ограничиваться словесными замечаниями, надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует.  В процессе занятия постоянно обращать на это внимание.
Первые рисунки малышей – это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после 2-3 проб движения приобретают более организованный характер. При рисовании отдельных линий зрение ещё не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Постепенно движения становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно всё более и более округляется, сосредотачиваясь на одном месте  и образуя мотки, или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставить детям возможность осознанного повторения, чтобы добиться свободы и лёгкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, как «наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идёт из труб», и т.д. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребёнок знал изображаемое явление, а не повторял только показ педагога. От неотрывного движения ребёнок переходит к раздельным. Отдельные линии приобретают всё более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребёнок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребёнок может повторить по предложению взрослого, не всегда удаётся направить движение руки, подчинить его определённой цели. В процессе рисования у малыша наблюдается ещё много нецеленаправленных движений, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определённой длины, а рисует как выйдет. У малыша создание изображения зависит от развития движений руки. При постоянном внимании воспитателя, терпеливом и настойчивом повторении указаний, показе нужных приёмов, действий с рукой ребёнка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, лёгких и уверенных движений руки с карандашом. Движениям следует придавать образный характер, предлагая рисовать длинные дороги, ручейки, дождь, струйки воды, падающий снег.

После 3-4 занятий, на которых дети рисуют карандашами, можно перейти к рисованию красками.
Наше первое занятие называлось «Королева – кисточка рассказывает». Был использован сюрпризный момент, во время которого к детям пришла «королева – кисточка». Детям рассказали, что кисточка – это деревянная палочка, с мягкими волосками на конце. Мы учились проводить мягкой, волосяной частью по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая, показывали, как нужно правильно держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску, как отжимать ворс о край баночки с краской, чтобы она не капнула на бумагу, и после этого рисовать. На следующем занятии мы вновь показывали,  как правильно держать кисть и набирать краску. Все эти приёмы мы показывали неоднократно и показываем до сих пор тем детям, которые с трудом овладевают нужными навыками, тех же, кто действует верно, мы хвалим и они с удовольствием откликаются на похвалу и ещё больше стараются. Переживаемая при этом радость является положительным подкреплением правильных приёмов работы, способствует их упрочению.
На первом занятии лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску можно поменять, но опять дать всем одного цвета. Лишь тогда, когда дети немного овладеют действиями с кистью и краской, можно на разные столы ставить разную краску, а к концу года и на один стол готовить краски 2 цветов. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки станут менее аккуратными; постепенно при внимании воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми.
Взяв краску на кисть и прикладывая её всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и ещё листик, и ещё, - так они падают с деревьев.
Нужно сделать при этом, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая её всем ворсом. Часто дети забывают вовремя это сделать и, не понимаю, почему кисть «не рисует», трут ею бумагу; портится и кисть, и рисунок, изображение не получается. Это расстраивает ребёнка. Но сам понять причину неудачи и исправить положение он не может. Своевременное напоминание воспитателя предотвратит неправильные действия и огорчение ребёнка.
В течение занятия следует время от времени напоминать  детям о том, чтоб они набрали краску на кисть.
Содержание, которое можно передать в рисунке приёмом примакивания, может быть и другим, в зависимости от того, что в данное время дети наблюдают (у малышей особенно важно создать тесную связь с получаемыми впечатлениями). Осенью дети видят желтые и оранжево- красные листья, летящие с деревьев; наступает зима, и они видят, как идёт снег. Воспитатель напоминает детям освоенные ими ранее приём прикладывания бумаги белой краской падающий снежок. Позднее, когда на новогодних ёлках зажигаются яркие огоньки, можно предложить детям украсить огоньками ёлочку, которую воспитатель вырезает из зелёной бумаги (размером обычный писчий лист) и даёт каждому ребёнку.
Когда дети овладеют прикладывание кисти к бумаге всем ворсом, надо предоставить им возможность пользоваться этим приёмом самостоятельно для передачи различного содержания.
В программе первой младшей группы не ставится задача научить детей передаче формы предметов, поэтому не следует добиваться, чтобы дети умели  рисовать округлые формы: всякая поспешность в обучении ведёт к нарушению нормально течения процесса овладения изобразительной деятельности.
Однако появление у самих детей стремления замкнуть линию и получить округлую форму нужно поощрять. С получением замкнутой формы дети начинают приписывать своим работам разнообразное и сложное содержание: появляется машины, пароходы, люди, звери. Чаще всего увиденное   ребёнком в рисунке очень отдаленно напоминает названный им предмет.  Но не спешите разрушать возникший у ребёнка образ, не говорите «не похоже». Ребёнок ещё не может подчинить движение руки задаче создания определённого предмета, а отрицательное отношение взрослого к тому, что  получается, может вызвать чувство неуверенности, огорчения и отказ от рисования.
Научившись рисовать замкнутую форму, пусть неровную угловатую, ребёнок приобретает новую возможность создать изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое, благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточки или пучка штрихов), которые для ребёнка оказывается важными, наталкивают на мысль о сходстве. Многократно повторяя получавшиеся формы,  ребёнок,   наконец, овладевает способностью рисовать их по своему желанию.
Ведущее место среди методов обучения в первой младшей группе занимают сотворчество воспитателя с детьми. Например, педагог создаёт на больших листах панораму осенних деревьев, улицы, изображение ёлки,  домов и т.д.(все это может быть выполнено и аппликативным способом). Дети дополняют эти картины тем, что рисуют листья, снег, огни. Процесс сотворчества полезен для художественного развития маленьких детей, так как даёт им возможность воспринимать явления в двух планах: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их участию.
Для того чтоб у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью мы кратко, но достаточно убедительно рассказываем вымышленную  историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей и побуждаем детей помочь им. Специальные работы по постановки игровой задачи мы не проводим. Такая задача ставится в конце каждого рассказа. Каждый раз мы спрашиваем, хотят ли дети выполнить просьбу. Очень важно, что свою благородную роль помощника ребёнок может выполнить, только научившись чему-то новому. Осуществляя  руководство выполнением задания, мы максимально используем игровые формы воздействия на детей. Указываю ребёнка на тот или иной в его работе, важно подчеркнуть, какие неудобства это создаёт для игровых персонажей. Например: рисуя дорогу для автомобиля, мы ставим цель учить закрашивать готовое графическое изображение на бумаге карандашом. При этом детям объясняем, что снегоуборочная машина сломалась, и если мы не поможем расчистить дороги, врач не успеет к больному. Спрашиваем, не захотят ли дети помочь, а получив утвердительный ответ, объясняем, как надо заштриховать дорогу.  После того как дети закончат рисовать, воспитатель берёт маленькую машину и пытается проехать по этой дороге. Если в работе ребёнка много не закрашенных мест, воспитатель делает вид, что машина не может проехать, потому что осталось много снега, и ребёнок сам начинает исправлять.
Кроме традиционной техники мы используем рисование пальчиками (когда ребёнок отпускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу (например: «украсить ёлочку бусами», «первый снег», рисование ладошкой  (ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге), например: «Солнышко».  Во время обучения детей закрашиванию, можно на бумаге нарисовать изображение восковыми мелками или свечой, а дети, закрашивая краской лист, смогут наблюдать, как проявляется изображенный предмет.
Таким образом во время занятия по рисованию решаются обе основные задачи.

  1. Превратить обучение основам изо деятельности в осознанное и интересной для ребёнка дела.
  2. Обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Список литературы.

  1. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».
  2. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
  3. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».
  4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
   
  Rambler's Top100