logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Народная культура в современном мире»

Автор: Олесова Варвара Спиридоновна, воспитатель, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N13 «Кустук», Республика Саха (Якутия) Кобяйский улус село Кобяй.

Материальная и духовная культура якутского народа имеет сложный характер,вызванный тем,что на ее южную тюрко-монгольскую основу напластовались элементы северной культуры. В настоящее время народ Республики Саха (Якутия) строит свою национальную государственность. Одним из основополагающих принципов суверенитета республики является самосознание народа,основанное на традициях. У народа Саха имеется богатая материальная и духовная культура,бережно сохранившаяся и дошедшая до наших дней.
Ребенок с малых лет с молоком матери должен впитать культуру и традиции своего народа. И мы,воспитатели маленьких граждан нашей страны обязаны привить в сознание наших воспитанников. Наш эпос олонхо был признан Юнеско и введен в список лучших  произведений человечества. В национальном празднике Ысыах содержится вся культура и традиция нашего народа. Наш хороводный танец осуохай с пением славится широким охватом массы. Этот танец отличен тем,что заводящий танца на ходу придумывает слова песни и когда он заканчивает пение сразу продолжает другой. Здесь нужен сильный красивый голос и богатый язык. Наш детский сад работает по познавательно-речевому направлению,поэтому широко ведется работа по ознакомлению детей с фольклором своего народа. План учебно-образовательной работы составляем на основе традиционного якутского календаря. Дети знакомятся с каждым месяцем по отдельности,с их значением, обычаями. Каждый месяц имеет свое название по якутским поверьям.
С испокон веков наши предки обустраивали свою жизнь,согласуя по традиционному якутскому календарю и это помогло им выжить в суровом краю.
В конце каждого месяца провожу завершающий вечер данного месяца. Детям особенно нравятся Байанай ыйа-ноябрь,месяц охоты, дух охоты,тайги.Айыыьыт ыйа-апрель,дух дарящий людям жизни и дитя,Иэйиэхсит ыйа(салама)-май, Иэйиэхсит хотун,дух пробуждающий природы. В Салама месяце дети выходят на природу и развешивают саламу на ветках богатой березы,в знак прошения у матушки Иэйиэхсит хотун плодородного лета(богатый урожай огорода,сена,дары природы,хорошее состояние домашнего скота-коровы,лошади их телята,жеребята). Салама-это тонкая,длинная веревочка,сплетенная из конских волос белого и черного цветов, украшенная  тонкими лоскутками ткани,белого, зеленого, желтого, голубого цветов. С испокон веков наши предки предпочитали эти четыре цвета. Хочу описывать проведение этой церемонии.
В каждый год в Салама месяце приходим в одно и то же место,к богатой березе,здороваемся. С помощью взрослых дети развешивают салама к березе. Затем я опрыскиваю березу и землю вокруг нее кумысом из чорона и произношу благославляющие слова,дети повторяют за мной. После этого на зеленой травке раскладываем оладушки по ходу солнца, внутри этого круга по трем местам положу кусочки сливочного масла. Это мы кормим матушку природу в знак благодарности и за то, чтобы она смотрела на нас добрыми глазами. Этот обычай помогает нам воспитывать у детей бережного отношения к природе. Особенно детям нравится момент раскладывания оладушек. В конце вместе с детьми садимся на олбохе(специальный якутский коврик,расшитый национальным орнаментом) и устраиваем пикник, фотографируемся на память. Дети возвращаются довольными от общения с природой.
Завершается учебно-образовательная работа детского сада с праздником Ысыах-праздник встречи лета. Праздник проводится в Урун Айыы ыйа-июнь месяц(дух солнцестояния
-в этот месяц стоят белые ночи). «Ысыах»в переводе от якутского «кропить,кропление кумысом землю) и этот обряд проводится в начале Ысыаха. В этом празднике дети знакомятся с культурой народа,проводятся национальные игры. Это день слияния народа с природой,благославляются. Дети знакомятся с культурой питья кумыса.

Сейчас на дворе двадцать первый век. В детских дошкольных учреждениях в воспитательно-образовательной и методической работе используются информационно-компьютерные технологии. Использование информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет реализовать принципиально новые и наиболее рациональные методы управления,вывести на более высокий уровень качество государственных образовательных услуг,предоставляемых учреждением. Тем самым обеспечивается оперативность и «прозрачность» управления бизнес-процессами,повышается рациональность расходования средств,а также улучшается имидж и возрастает конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения на рынке  образовательных услуг.
Наряду с традиционными формами обучения дошкольников в детском саду на занятиях активно используются компьютерная технология. Для ознакомления детей с техникой приготовления салама из конских волос использую слайд с широким содержанием обучающего материала. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес, быстро усваивается учебный материал. Также дети на занятиях участвуют на практической деятельности,работая ножницами готовят разноцветные лоскутки для салама. По вечерам занимаются отгадыванием загадок по отношению коня,разгадка появляется на экране и дети очень радуются,появляется интерес разгадать еще.
Разноцветные лоскутки развивают у детей сенсорику.
Одним из памятников культуры народа Саха являются коновязные столбы-сэргэ.
В прошлом многие кочевые и полукочевые народы устанавливали вблизи своих жилищ столбы для привязывания к ним лошадей. Имеется несколько версий о происхождении якутских коновязных столбов-сэргэ. Из них наиболее распространенные:сэргэ-прообраз мирового древа,и сэргэ-прообраз человека. Первая версия построена на фольклорном,а вторая на этнографическом материалах. В тюрко-монгольском эпосе коновязь иногда проходит через три мира:верхний,средний и нижний(подземный),сливаясь с образом священного мирового дерева. Это «раскидистый тополь-коновязь»у дворца Кара-Беке»,или «железный тополь». Ветви и корни этого священного дерева служат коновязью.
Ународа Саха тоже имеется философия о сэргэ:Сэргэ является тросточкой бога Урун Аар тойон. Через сэргэ он получает информацию от земли(сам живет на верхнем мире),и управляет жизнью земной. Сэргэ-начало жизни на земле. Это признак того,что на этой заброшенной усадьбе когда-то жили хозяева этой усадьбы. У народа Саха есть такой обычай: построил дом,отмечь новоселье и поставь сэргэ. В республиканском НПК я провела мастер-класс по теме: «Что такое сэргэ?» При ознакомлении детей с философией сэргэ я дала им понятия о происхождении сэргэ и первые понятия о физике,о вселенной с использованием слайда. В связи с финансовыми затруднениями нам пока не удается предоставить каждому ребенку по компьютеру. Но у наших детей дома у всех имеется компьютер и они лучше нас играют на компьютере. Сама в ноябре 2011г. обучалась в Якутске в фундаментальных курсах повышения квалификации: «Актуальные направления развития системы дошкольного образования». Там участвовала на телеконференции по теме: «Современные ИТ-технологии в управлении дошкольным учреждением»,смотрели мастер-класс по использованию интерактивной доски.
Педагог должен развивать свое знание,должен идти вперед наравне с двадцать первым веком,не останавливаясь на одном месте.

Использованная литература:
1.Коновязь Сэргэ 1часть В.Ф.Яковлев Якутск 1992г.
2.Коновязь Сэргэ 2часть В.Ф. Яковлев Якутск 1992г.
3.Якутские улусы в эпоху Тыгына А.А.Борисов Якутск 1997г.
4.Использование народного фольклора в воспитании детей А.Д.Слепцова Якутск 1992г.

   
  Rambler's Top100