logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

Автор: Олесова Варвара Спиридоновна, воспитатель, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N13 «Кустук», Республика Саха (Якутия) Кобяйский улус село Кобяй.

Дошкольное детство- важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям , ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей моральную значимость.
Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности (имеющую значение в организации учебного труда в школе), культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально- нравственное отношение к окружающему миру. Сейчас остро стоит вопрос, начиная с дошкольного возраста о нравственном воспитании подрастающего поколения. В сегодняшнее время ребенок везде сталкивается с жестокостью: и на улице и в средствах массовой информации, где полным ходом идет информация о жестокости и насилии. Все это пагубно влияет еще не окрепшую психику маленького человечка.
Родители и педагоги прививают первые понятия о нравственности. Требования воспитателя должны звать ребенка «вверх» по ступеням нравственного мужания. Педагог учит малышей двух-трех лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организационного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Воспитатель учит детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. У детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.
Младший  дошкольный  возраст-от двух  до  четырех лет –важный  период  в  нравственном  развитии  детей. Третий  год  жизни  ребенка  является  переходным  в развитии. Это  еще  маленький  ребенок, у  которого  немало  общего  с  детьми  предшествующей  ступени  и  который  требует  особо  бережного  отношения  со  стороны  взрослых, но  вместе  с  тем  у  него  появляются  качественно  новые  возможности  в  овладении  навыками, в  формировании  представлений, в накоплении  личного  опыта  поведения  и  деятельности. У  ребят  третьего  и  четвертого  года  жизни  велика  потребность  в  ласке, внимании  взрослого. Дети  еще  во  многом  зависимы  от  взрослого. Основной  задачей  воспитания  детей  младшего  дошкольного  возраста  является  формирование  самостоятельности  в  бытовой  деятельности, в  игре,  на  занятиях. Детей  следует  научить  самим  то, что  им  по  силам,  соответствует  их  жизненному  опыту. К  трем  годам  наблюдаются  качественные  сдвиги  в  росте  самостоятельности.
Включая  малышей  в  индивидуальную  и  совместную  деятельность, педагог  упражняет  их  в хороших  поступках, формирует  гуманные  чувства, вызывает  желание  слушаться, уважительно  относиться  к  окружающим. Так, у  малышей  третьего  года  жизни  мы  воспитываем  умение здороваться, благодарить, вежливо  обращаться  с  просьбой  к  старшим, играть  рядом  с  другими  детьми, не  мешая  им, беречь  чужие  постройки, спокойно  ждать, пока  сверстник  умоется, поиграет  с  игрушкой, учит  аккуратно  умываться, старательно  вытирать  ноги, убирать  на  место  игрушки. На  четвертом  году  жизни  продолжаем  воспитывать  у  детей  симпатию  к  сверстникам, стремление  быть  хорошим, добрым, внушаем  ребенку, что  нужно  стыдиться  своих  плохих  поступков.
У детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлений гуманных чувств и положительных взаимоотношений. В этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Воспитатель приобщает их к совместной деятельности, учит уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. При этом педагог учитывает, что основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо», «Своим поступком я огорчил воспитателя». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т. д. Особое внимание нужно уделять формированию этических представлений у старших дошкольников: о правдивости, справедливости, смелости, скромности и т. п.
Важно не допускать у детей таких проявлений, как бесцеремонность, дерзость, жадность, эгоизм, черствость, жестокость, лень, т. е. всего того, что тормозит нравственное развитие.
У  детей  четырех  лет  ярко  выражена  потребность  играть  вместе  со  сверстниками: ребенок  ищет  товарищей  для  совместной  деятельности  и  переживает  радость  не  только  от  самих  игр, но  и  от  общения  с  товарищами. Взаимоотношения  детей  укрепляются  по  мере  того, как  утверждается  их  доброжелательность  друг к  другу, формируются  умения  оказывать  помощь, объяснять  правила  игры, совместно  убирать  игрушки, следить  за  порядком  в  группе. Начала  гуманных  детских  взаимоотношений  также  складываются  на  пятом  году  жизни  при  условии  внимания  педагога  к  развитию  детской  активности  и  самостоятельности.
На  этой  возрастной  ступени  дети  могут  уже  достаточно  правильно  оценивать  как  собственные  поступки, так  и  поступки  сверстников. При  целенаправленном  воспитательном  воздействии  ребята  не  только  выражают  желание  вместе  играть, строить, убирать  игрушки, но, что  особенно  важно, стремятся  оказывать  друг  другу  помощь. Однако  нам  следует  иметь  в  виду, что  эти  проявления  детей  еще  неустойчивы  и  требуют  пристального  внимания  и  поддержки  педагога. Соблюдение  детьми  общепринятых  правил, умение  поддерживать  порядок  в  группе, договариваться  со  сверстниками  о  предстоящей  игре, распределении  игрушек, стремление  помогать  товарищу  при  затруднении- все  это  уже  начальные  проявления  коллективных  взаимоотношений. Воспитателю  важно  увидеть  их, развивать  и  укреплять. У  детей  должна  быть  воспитана  привычка  всегда  говорить  правду.

Важной  задачей, приобретающей  на  этой  возрастной  ступени  особое  значение, является  формирование  взаимоотношений  со  взрослыми  и  сверстниками: вежливое, внимательное  отношение  к  взрослым, умение  дружно  играть  с  детьми, защищать  слабого, обиженного, помогать  товарищам, проявлять  заботу  о  маленьких.
У  детей  пятого  года  жизни  воспитывается  уважение  к  взрослым. Наиболее  доступной  формой  его  выражения  является  выполнение  правил  вежливости: здороваться  и  прощаться  со  взрослыми, называть  их  по  имени  и  отчеству, вежливо  обращаться  с  просьбой  и  благодарить  за  оказанную  услугу, не  вмешиваться  в  разговор, если  нечаянно  толкнул- извиниться  и  т. д.  Одной  из  самых  ответственных  задач, стоящих  перед  педагогом  детей  этого  возраста, является  воспитание  у  детей желания  трудиться, составляющих  основу  формирования  важного  нравственного  качества- трудолюбия.
В период  старшего дошкольного  возраста  у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т. е. качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. С  переходом  в  новую  группу  дети  осознают  себя  более  старшими  в  детском  саду. Это  способствует  воспитанию  у  дошкольников  уверенности  в  своих  силах, оказывает  влияние  на  развитие  их  самостоятельности, активности, кроме  того, позволяет  педагогу  быстро  и  четко  организовывать  режимные  процессы, проводить  их  в  более  короткий  срок, что  освобождает  дополнительное  время  для  игр, труда  детей, а  следовательно, и  для  больших  контактов  между  ними. В  старшей  группе  в  процессе  общений  со  взрослыми  и  сверстниками  продолжается  формирование  навыков  и  привычек  культурного  и  организованного  поведения. Такие  нравственные  качества, как  внимательность, вежливость, нельзя  воспитать, если  детям  не  известно, что  значит  быть  вежливым, внимательным. Дети  старшей  группы  хорошо  знают, что  нужно  здороваться, прощаться, вежливо  попросить  о чем-то. Реже  дети  благодарят  за  услуги, помогают  другим  без  напоминания  взрослого, не  всегда  дети  извиняются, если  причиняют  неприятность, отвечают  на  обращенную  к  ним  просьбу. В  старшей  группе  воспитываем  заботиться  о  младших, относиться  к  ним  доброжелательно. В  повседневной  жизни  детского  сада  создается  возможность  для  углубления  и  уточнения  этических  представлений  и  воспитания  гуманных  чувств  ребенка.  У детей  воспитываем чувство любви  к  малой  родине, России, к  родной  природе, уважения  к  людям  старшего  поколения, к  ветеранам  войны, к Российской  Армии.  Для  воспитания  интереса  и  любви  к  Российской  Армии  в  старшей  группе  в  течение  года  проводятся  занятия, на  которых  дети  получают  знания  и  уточняют  представления  о  том, как  солдаты  в  мирное  время  проходят  службу  в  Российской  Армии, о  том, как  солдаты  охраняют  границу  нашей  Родины, узнают  об  их  смелости  и  героизме.  В  день  Защитников  Отечества  для  встречи  с  детьми  старших  групп  приглашаем  демобилизованных  из  армии  их  старших  братьев. Такие  встречи  воспитывают  у детей  интерес, чувства  симпатии, гордости  и  желания  подражать им. В нашем  детском  саду  стало  традицией,  как  проведение  «недель» для  мальчиков, так  и  для  девочек. В  эти  дни  особенно  много  внимания  уделяется  воспитанию  нравственных  чувств  у  мальчиков, так  и  для  девочек.  В  октябре  в  день пожилых  людей  приглашаем  бабушку  или  дедушку  наших  детей.  Гость  ведет  с  детьми  беседу, дети  читают  стихотворения, поют  песню, дарят  скромный  подарок, сделанный  своими  руками. Такие  встречи  вызывают  у  детей  чувство  гордости  за  своих  бабушек  и  дедушек, уважения  к  ним. Так  же, старший  воспитатель  Максимова  Т.Д. защитила  проект  по  воспитанию  у  детей  старше- подготовительной  группы  патриотических  чувств  и  ведет  целенаправленную  работу  по  ознакомлению  детей  с  памятными  местами  родного  поселка.  Дети  ездят  на  целевые  экскурсии  по  памятным  местам  и  узнают  много  нового  об  истории  родного  села. Когда  бывают  на  памятник  Победы, дети  с  восхищением  слушают  рассказ  воспитателя  о  войне, о  ветеранах  войны. Выступают  на  местную  телепередачу, рассказывая  о  своих  прадедушках-фронтовиках. Все  это  вызывает  у  детей  чувство  патриотизма, которое  положительно  влияет  на  нравственное  воспитание. Стало  традицией  ежегодное  проведение  «Дня  подснежника»  нашим детским  садом  внутри  сада  и  в  поселке. Акция  проводится  для  того, чтобы  дети  бережно  относились  к  родной  природе. Детей  старшей  группы  знакомят  с  государственной  символикой-гербом, флагом  Российской  Федерации, своей  Республики. Детей  знакомят  с  культурой  и  традицией  других  народов, живущих  в  нашей  республике. С  этой  целью  проводятся  утренники  в  день  Единения  и  Согласия, где  дети  танцуют, поют, читают  стихотворения, переодевшись  в  костюмы  разных  национальностей. Ежегодно  проводим  «Неделю  вежливости». Знакомя  детей  с  культурой  и  традициями  своего  народа  мы  воспитываем  у  детей  чувство  патриотизма- любви  и  уважения  к  своему  народу. Каждый  год  в  октябре  республика  отмечает  День  Матери. В  связи  с  этим  в  городах  и  в  селах  проводятся  «Неделя  Матери», а  в  апреле  День  Отцов. А  в  садиках  проводятся  мероприятия, посвященные  этим  праздникам. В  нравственном  развитии  человека  существенное  значение  имеет  овладение  простыми  нормами  нравственности, которые  выработаны  в  процессе  совместной  жизни  людей  и  переходят  от  поколения  к  поколению, развиваясь, дополняясь. Народ- великий  воспитатель. Нет  у  человечества  более  серьезной  задачи, чем  воспитание  грядущих  поколений  душевно  здоровыми, высоконравственными, жизнеспособными. Народ  саха  имеет  богатую  народную  традицию, фольклор. Это  наследие  мы  широко  используем  в  своей  работе. Народная  традиция, фольклор это  как  бы  нравственный  урок, воспитывающее  нынешнее  поколение  состраданию, жалости, самоотверженности, преодолению  эгоизма. Ведь  в  традициях, фольклоре  народа  заложен  национальный  характер, менталитет  данного  народа.

 Использованная  литература:
1.Нравственное  воспитание  в  детском  саду. В.Г.  Нечаева, Т.А. Маркова. Москва, «Просвещение», 1984г.
2. Нравственное  развитие  детей  дошкольного  возраста. Дошкольная  педагогика, N 3 2013г.
3. Руководить  нравственным  воспитанием  дошкольника. Дошкольное  воспитание N 4 1988г.

   
  Rambler's Top100