logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и игровых упражнений»

Опыт работы педагога-психолога.

Автор: Коваль Ольга Андреевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад   комбинированного вида N 11», п. Кузнечное Приозерского района Ленинградской области.

                   «Внимание – это та дверь, через которую проходит все,
                         что только входит в душу   человека из внешнего мира»
К.Д. Ушинский

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.  Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для  физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. Внимание – это основа любой иттеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. При наличии развитого произвольного внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете, или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает  переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. А учебные задания, как правило, содержат больше новой информации, процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Разрешить данное противоречие может помочь специально организованная педагогом деятельность, направленная на развитие и тренировку внимания ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение – важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации совместных игр, игровых упражнений, игровых заданий, способствующих развитию и тренировке произвольного внимания. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В. Менджерицкая). «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры» (А.В. Луначарский). «Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

И, наконец, «Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).

«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется  - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В. Чиркова).

Игровая деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.

 Отсюда тема  моей работы «Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и игровых упражнений».

Актуальность  данного направления моей работы определяется  существующим противоречиеммежду предъявляемыми начальной школой требованиями к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат и наличием достаточно большого количества детей старшего дошкольного возраста с недостаточным уровнем развития произвольного внимания. Проблема развития произвольного внимания старших дошкольников и проведения развивающей работы с детьми, имеющими нарушения внимания актуальна еще и потому, что на сегодняшний день для дальнейшей успешности ребенка необходимо раннее выявление нарушений внимания и адекватная старшему дошкольному возрасту,  развивающая произвольное внимание помощь взрослых.
Гипотеза предполагается, что целенаправленное развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию игр и игровых упражнений, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие произвольного внимания позволит детям с нарушениями внимания повысить уровень его развития.
Объект – дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Предмет – игры и игровые упражнения, направленные на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания посредством игр, игровых упражнений и заданий в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.
Задачи:

  • изучить имеющийся опыт по развитию произвольного внимания старших дошкольников;
  • развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность;
  • способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения;
  • оказание помощи и поддержки детям с нарушениями внимания, применяя эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития внимания;
  • определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми, взаимодействия с их родителями и педагогами;
  • создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие произвольного внимания старших дошкольников.

Методы:

  • наблюдение за поведением детей в самостоятельной деятельности;
  • психодиагностические (анкетирование, опрос, тесты);
  • обработка  и анализ данных психодиагностики;
  • игры и игровые упражнения, досуги
  • беседы с родителями
  • консультирование

Обеспечение деятельности:
Методическое: смотреть список использованной литературы
Дидактическое:

  1. перспективный план;
  2. перечень применяемых диагностических методик обследования внимания;
  3. конспекты игровых  занятий по развитию внимания детей;
  4. картотека игр, игровых упражнений и заданий на развитие внимания;
  5. консультации для воспитателей и родителей;

      5.   примерная тематика бесед с родителями.

У Никколо Паганини было три ученика – виолончелист и два скрипача.
                 Они начали брать у него уроки, будучи профессионалами,
                                           хотя и посредственными музыкантами,
            и через два года получили известность, как виртуозы.
                                          Когда Паганини спросили, как ему это удалось,
            он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Что значит «внимательно заниматься»? И как можно ребенка научить этому? К сожалению, Паганини никаких рецептов нам на этот счет не оставил.
Предполагаю, что именно с помощью игр и игровых упражнений можно эффективно развивать произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста, потому что игры и игровые упражнения:

  • интересная, привлекательная для детей, эмоционально окрашенная, динамичная деятельность со сменой её видов;
  • предполагают наличие сознательно поставленной цели, определенных правил  и действий, предполагающих необходимость волевого усилия;
  • носят организованный характер;
  • это практическая деятельность с предметами;
  • предполагают активную умственную деятельность, пробуждение эмоционального интереса к содержанию и результатам;
  • предполагают сотрудничество и сотворчество со взрослым, применяющим универсальное средство организации внимания - речь.

       Стратегия осуществления:

  • Разработка перспективного плана организации мероприятий, оказывающих положительное  влияние на развитие произвольного внимания  у детей старшего дошкольного возраста;

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога  и детей:

  • обследование внимания детей;
  • опрос детей;
  • проведение цикла игровых  занятий, целенаправленно развивающих произвольное внимание детей (с использованием игр, игровых упражнений, игровых заданий на развитие свойств внимания);
  • использование на занятиях и в самостоятельной деятельности детей нестандартного    оборудования, личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми.

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

  • анкетирование родителей;
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультирование, беседы);

с педагогами  - консультирование, анкетирование по теме.
Ожидаемый результат: 

  • будет разработана система игровых, развивающих свойства внимания занятий;
  • будет создана предметно-развивающая среда для развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста;
  • обогатится игровой, коммуникативный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
  • у детей повыситься уровень развития свойств внимания;     
  • у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного интеллектуального развития    ребенка;
  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

Приложение N 1
Конспект досуга (мастер-класса), направленного на развитие произвольного внимания
детей старшего дошкольного возраста
на тему «Путешествие».
Задачи:
Развитие
 - произвольности и самоконтроля;
 - внимания, памяти и воображения;
 - координации движений;
 - групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
 - эмоционально-выразительных движений;
- игровой культуры родителей;
- партнерства и сотрудничества родителя с ребенком с помощью игр.
Удовлетворение потребности детей в признании.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей и родителей.
Материалы к занятию:

  1. ноутбук;
  2. проектор с экраном;
  3. записи веселой  музыки на усмотрение педагога;
  4. запись песни «Волшебный цветок»;
  5. запись голосов и изображений животных;
  6. обручи разного цвета;
  7. схема «моста» на ватмане;
  8. имитация речки из ковролина;
  9. микрофон;
  10. геометрические фигуры из картона;
  11. 2 цветка из картона (серединки и лепестки)

Предварительная работа:
подбор и подготовка пособий, проведение подобных занятий с детьми ранее.
Форма работы: подгрупповая или фронтальная на усмотрение педагога.

Действия и речь педагога-психолога

Предполагаемые действия и ответы детей

Организационный момент.
Педагог-психолог обращает внимание детей на присутствующих гостей и задает вопрос одному из взрослых (заранее договорившись с ним об ответе):
- Скажите, пожалуйста, а для чего вы сегодня пришли в гости в детский сад?

- Ребята, вы хотите отправиться в веселое путешествие?
- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
- Правильно (подытоживает ответы детей). Я предлагаю вам отгадать, на чем нам сегодня предстоит путешествовать. Послушайте (звучит звук движущегося поезда).
- Молодцы, отгадали (на экране появляется изображение поезда).
- Хорош паровоз на экране, а мы составим его сами, со своими именами.
Предлагаю поиграть  в игру «Паровозик с именем».
1. Коммуникативная игра «Паровозик с именем».
Педагог назначает «первым паровозиком активного ребенка.
Педагог, по необходимости подбадривает детей, которых долго не выбирают. А последнему «паровозику» можно сказать, что он везет все вагончики, огромный поезд.
- Наш веселый паровоз далеко детей повез, паровоз гудит, колесам стучать велит. А вот и первая станция показалась.
- Присядьте, пожалуйста, на ковер.
Отгадав мою загадку, вы узнаете, что находится на этой станции, послушайте внимательно:
Прямо в городе стоит,
Голосами птиц, зверей шумит.
Есть там тигр, слон, горилла,
В бассейне видно крокодила.
Все они здесь живут, не тужат.
Там много детворы у каждой клетки.
Куда же мы попали, детки? (стихи автора).
2. Игра «Зоопарк»
- Молодцы! Ребята, в зоопарке слышны голоса животных и птиц.
- Предлагаю угадать, чей это голос?
Звучит запись голоса животного, затем появляется его изображение.
- А теперь попробуйте изобразить движения животных и птиц. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в пингвинов, которые идут по льду медленно, неуклюже, прижав свои крылышки к бокам. Начинаем игру.
Включается запись веселой музыки.
Музыка выключается, педагог хлопает в ладоши определенное количество раз.
Затем музыка включается снова, игра продолжается.
Педагог хвалит детей.
- Готовы путешествовать дальше?
3. Игра «Запомни вагончики».
Но прежде, узнаем, внимательный ли наш паровозик, запомнит ли он, какой вагончик на каком месте?
- Кто стоит на втором, третьем месте…?
- Наш паровозик очень внимательный, молодец, продолжаем путь.
- Внимание, внимание! Приближаемся к стране Вежливости!
Скажите, пожалуйста, кого можно назвать вежливым человеком?
Педагог подытоживает ответы.
- Действительно, в стране Вежливости живут очень веселые, приветливые люди. Самое любимое их занятие – это здороваться друг с другом. Но делают они это не совсем обычно. Хотите узнать как?
Если увидите круг - то  здоровайтесь за руку.  Поздоровайтесь.
Если увидите квадрат – то здоровайтесь плечиками. Поздоровайтесь.
Если увидите треугольник – то здоровайтесь спинками. Поздоровайтесь. Хотите так поиграть?
- Тогда я включаю веселую музыку. Как только музыка прервется, следите за фигуркой и здоровайтесь, как договорились.
4. Игра «Давайте поздороваемся»
Включается запись веселой музыки.
Музыка выключается, педагог показывает фигуру.
Затем музыка включается снова, игра продолжается.
Педагог хвалит детей.
- Пришла пора отправляться в обратный путь. Но на пути у нас река (выкладывает имитацию реки на пол). Как же мы через неё переправимся?
5. Игра «Построим мост».
- Есть у меня чертеж моста. Внимательно его рассмотрите, детали крепко сцепятся, если  построить мост точно по чертежу.
Педагог показывает нарисованную схему из чередующихся  колец разного цвета и предлагает детям обучи, соответствующие схеме.
 - Молодцы, любые преграды можете преодолеть! А сейчас приглашаю всех присесть, отдохнуть.
Чтобы дорога домой была интереснее, я возьму у вас интервью, вы ответите на мои вопросы. Но отвечать можно только после того, как я досчитаю до трех: «1,2,3».
6. Игра-рефлексия «Интервью».
Педагог подносит микрофон и задает вопросы всем  детям:
 - На каком транспорте мы путешествовали? 1,2,3…
 -  Кого ты видел в зоопарке? 1,2,3…
 - Какое животное тебе понравилось изображать? 1,2,3…
- В какой стране мы побывали? 1,2,3…
 - Тебе понравилось путешествовать? 1,2,3…
 - Куда бы ты отправился путешествовать в следующий раз? 1,2,3…
А теперь подойдите к своим мамам (или другим родственникам), можно к гостям. Приглашайте их поиграть.    
 7. Стихотворение-приглашение.   
- Мама, не спеши, не спеши,  
- Все дела на завтра отложи.  
- А сегодня поиграй со мной.  
- Только, чур, не говори,
 - Только, чур, не говори,
- Завтра, милый мой!       
 - Вместе будем мы играть,
все дела должны подождать!
8. Игра «Соберем цветик-семицветик».
 - У нас на поляне росли цветы с семью лепестками. Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика.
- Команда взрослых собирает цветок с золотой серединкой, а дети – с серебряной. Готовы? Тогда начнем: 1,2,3 – начало игры!
Включается запись песни «Волшебный цветок».
Педагог подводит итоги игры, хвалит её участников и говорит:
- Посмотрите все, какие цветы расцветают, когда взрослые с детьми так весело играют!
 - Наше путешествие подходит к концу, «паровозик» отправляется в депо.
Спасибо за внимание!

 

Дети стоят произвольно, здороваются с гостями.

Гость отвечает:
- Мы хотим посмотреть, как вы играете, и научиться играть в ваши веселые игры. Вы согласны нам их показать?
Дети соглашаются.
- Конечно, хотим! Да, хотим!
Ответы детей.

 

- На поезде, паровозе.

 

 

Выбранный ребенок, изображая паровоз (произносит «Гух-гух-гух», идет дробным шагом). Сделав небольшой круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик». Игра заканчивается, когда в «паровоз»  встанут все дети.
Дети садятся на ковер лицом к экрану.

 

 

- Это зоопарк!

Дети называют животное или птицу, голос которого (ой) слышат. На экране появляется изображение отгаданного объекта.

 

Дети слушают объяснение.

Дети могут изображать названные действия.

Дети произвольно двигаются, танцуют в такт музыке.
Дети изображают условленное движение.

- Да, готовы!

Дети выстраиваются дуг за другом. Первый ребенок («паровозик») поворачивается лицом к остальным («вагончикам»), запоминает их расположение. Потом «паровозик» отворачивается и отвечает на вопросы педагога.
«Паровоз» движется по кругу.

 

Ответы детей.

 

- Да!

 

- Да! Хотим.

 

Дети произвольно двигаются, танцуют в такт музыке.
Дети действуют согласно сигналу.
«Паровоз» движется по кругу.

Предположения детей. - Можно построить мост.

 

Дети выкладывают обручи по схеме – «строят» мост через реку.

Дети садятся на ковер.

Слушают объяснение игры.

 

Мы путешествовали на паровозике (поезде).

Зайчиков, медведя, пингвина.
Ответ ребенка.
В стране Вежливости.
Да! Понравилось!
Ответ ребенка.

Дети подходят к взрослым.

 

Берут взрослого за руку, делают руками движения внутрь и наружу.
Играют в ладушки.
Дети смотрят в глаза взрослым и шутливо грозят им пальчиком.
Играют в ладушки.
Дети выводят взрослых для игры.

Дети и взрослые слушают объяснение.

 

Дети и взрослые собирают цветы.

 

Дети прощаются с присутствующими, «уезжают» в группу, продолжают игру, развивая свой сюжет.

Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А.  Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Москва, ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Москва, «Книголюб», 2003 г.
3. Бушмелева И.Тестовые задания для детей. Окружающий мир.   Москва, ООО «Хатбер-пресс», 2007 г.
4. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л., Москва, «Просвещение», 1991 г.
5. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. С-Пб., «Детство-пресс», 2009г
6. Захарова А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе дошкольного образования. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. Москва, «Прометей», 2003 г.
7. Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. Волгоград, «Учитель», 2011 г.
8. Ильина М.В Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5 – 6 лет. Москва, «АРКТИ», 2003 г.
9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.  С-Пб., «Речь», 2011 г.
10. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. С-Пб, 2004 г.
11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, «Академия развития»,  1997 г.
12. Касабуцкий Н.И, Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991 г.
13. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Конспекты занятий. Москва, «Книголюб», 2004 г.
14. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду. Москва, «Педагогическая литература», 2011 г.
15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития»,  1996 г.
16. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. С-Пб., «Речь», 2010 г.
17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. С-Пб., «Речь», 2004 г.
18. Михайлова З.А. Математика от трех до шести. С-Пб., «Акцидент», 1995 г.
19. Осипова А.А., Малашинская Л.И.Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 – 9 лет.  Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.
20. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей: занятия с психологом. Журнал «Ребенок в детском саду», 2007, N 4,5.
21. Тарабарина Т.И. Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Ярославль, «Академия развития»,  1997 г.
22. Фесюкова Л.Б. Учусь управлять собой. Харьков, 2010 г.
23. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Рекомендации практического психолога. С-Пб., 1996г.
24. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. Москва, «ВАКО», 2011 г
25. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. Пособие для психологов, социальных педагогов, воспитателей ДОУ. Москва, «Книголюб», 2004 г.
26. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Готовимся к школе.  Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
27. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г.

   
  Rambler's Top100