logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста.

Автор: Селищева Татьяна Викторовна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад комбинированного вида N38 «Лесовичок» г. Усть-Илимск.

Данная психолого-педагогическая диагностика систематизирована на основе изучения специализированной литературы по данному направлению,  собственного практического опыта в работе с детьми раннего возраста в детских учреждениях компенсирующей, общеразвивающей направленности.
Практический материал представлен в виде таблиц включающих соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от одного до трех лет, а именно сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания. Формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности.  Эмоциональное развитие.

Также необходимо отметить, что к каждой таблице прикреплен соответствующий  комментарий, который раскрывает способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании. 

Процедура обследования.
Обследование ребенка проводится с помощью диа­гностических таблиц, содержащих нормативные показатели развития. Оценка развития проводится в произвольном порядке. Обычно сначала обследуют восприятие, затем действия с предметами, понимание речи и двигательные функции. Эмоциональные реакции и социальное развитие оцениваются не только в процессе обследования, но и во время наблюдения за ребенком.
Наблюдение за ребенком проводится в ситуации общения с педагогом, с родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе наблю­дения целесообразно вести протокол, фиксируя в нем все эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, а также реплики и поступки окружающих (детей и педагогов), вы­звавшие эти реакции. Наблюдение за ребенком наиболее информативно, если оно проводится не менее двух-трех раз. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу 7-а «Социальное развитие».
     Оценку развития ребенка следует начинать с заданий, соответствующих его паспортному возрасту, а в случае не­доношенности  биологическому возрасту. Возраст ребенка 1-3 лет оценивается «с недостатком», то есть округляется в сторону уменьшения до величины, присутствующей в таблице (ребенка в возрасте одного года четырех месяцев следует оценивать по графе одного года трех месяцев). В том случае, если ребенок не в состоянии выполнить соответствующие задания, ему предлагаются другие, рас­считанные на предыдущий возраст.
Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, в последнюю графу. Полученные результаты сопос­тавляются с данными развития отдельных функций в норме. Для того чтобы определить, какому возрасту соответствует развитие функциональной области в целом, следует найти среднее значение по обследованным показателям данной функциональной области. Для этого суммируются значения верхних границ нормы сформированности функции, затем полученное значение делится на количество показателей. Результат может совпадать с паспортным возрастом ребенка, превышать его или оказаться меньше.
Пример.
Обследование манипулятивной (предметной) деятельности ребенка 11 месяцев. Предлагаемые задания (соответственно возрасту ребенка):

  1. Положить изюминку в чашку (наличие пинцетообразного захвата предмета большим и указательным пальцами).
  2. Игра с машинкой, мячом (использование предмета с учетом основных свойств).

Ребенок не выполняет предложенные задания.
Далее предлагаются задания, соответствующие возрасту десяти, девяти и восьми месяцев. При обследовании выявлено, что ре­бенок активно манипулирует игрушками, причем его действия направлены на получение результата (качает неваляшку, чтобы услышать звук). Подражает действиям взрослого, тянется к новым игрушкам, однако быстро теряет к ним интерес. Таким образом, оцениваются три показателя, два из которых соответствуют восьми месяцам, один девяти месяцам. Среднее значение - 8,3 мес. Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, где указывается следующие показатели. Данные таблицы структурированы в индивидуальной психолого-педагогической карте ребенка.
Приложение N1
«О» -нормативный показатель;
«+» -наличие функции у обследуемого ребенка.
Таким же образом обследуются умения в области общих движений, сенсорного развития, речевые навыки, эмоциональное развитие, навыки самообслуживания.
Обработка результатов обследования и составление профиля развития  ребенка.
Пример 1. Ребенок 11 мес.
Слуховое восприятие - 11 мес.
Зрительное восприятие - 11 мес.
Двигательный навык-8,5 мес.
Предметная деятельность -10 мес.
Речевое развитие - 8 мес.
Навыки самообслуживания - 11 мес.
Социальное развитие - 11 мес.
Пример 2. Ребенок 2 лет 5 мес.
Сенсорное развитие - 29 мес.
Двигательный навык - 24 мес.
Предметная деятельность - 29 мес.
Речевое развитие- 18 мес.
На основе полученных средних значений по всем функциональным областям составляется профиль развития, который является показателем уровня актуального развития ребенка, а также фокусирует ведущее нарушение в карти­не развития. При развитии, соответствующем возрастной норме, профиль представляет собой прямую линию. При задержанном или искаженном развитии профиль отражает наиболее проблемные звенья в развитии ребенка.
В обоих случаях наибольшее отставание наблюдается в речевом развитии ребенка и меньшее  в развитии двигатель­ной сферы ребенка. Зрительное и слуховое восприятие (сен­сорное развитие) сформированы соответственно возрасту.
Заключительным этапом обследования является про­гнозирование развития ребенка и выбор стратегии конс­труирования  его индивидуальной программы обучения, а также индивидуальное консультирование родителей, разработка совместно с педагогами индивидуального маршрута коррекционно-развивающего сопровождения в ДОУ.

Диагностические таблицы для психолог-педагогического обследования детей раннего возраста структурированы в индивидуальной диагностической карте.
В таблицах данного раздела в заголовках указан фактический возраст ребенка в годах и месяцах. В последнем незаполненном столбике, специалист проводящий диагностическое обследование ребенка, делает отметки  (помечает знаком «+») о наличии у ребенка соответствующих навыков и умений.
Таблица 1б - Сенсорное развитие.
Таблица 2б- Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности.
Таблица 3б-Навыки самообслуживания.
Таблица 4б-Социальное развитие.
Таблица 5б-Развитие речи

Приложение N1
Индивидуальная диагностическая психолого-педагогическая карта.

Фамилия Имя ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения___________________Возраст____________________Группа N_________________

Период обследования_________________________

 Возрастные показатели:   
 
 Сенсорное развитие

 Предметная деятельность

 Навыки самообслуживание

 Социальное развитие
               
 Слуховое  восприятие
              
  Речевое развитие

Заключение:________________________________________
Рекомендации__________________________________________

 

Таблица 1б
Диагностический материал:

  • Зрительное восприятие:

а) три предмета обихода (например, ложка, расческа, чашка);
б) игрушечные предметы обихода (модели);
в) картинные изображения.

  • Восприятие величины:

а) два полых куба разной величины;
б) три полых куба;

  • Восприятие формы:

а) два набора предметов разной формы (шар, кубик, призма, кирпичик);
б)        два набора плоскостных изображений геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

  • Восприятие цвета:

а) два набора предметов четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего.

  • Пространственные представления:

а) пирамидка из трех колец;
б)        два набора кубиков для конструирования;
в)        два набора счетных палочек для конструирования;
г) разрезная картинка из двух частей.

Сенсорное развитие

N
п/п

Основные показатели

1год

1год
3мес

1год
6мес

1год
9мес

2года

2года
3 мес

2года
6мес

2года
9мес

3года

Отметки о наличии навыков и умений

1.

Узнавание реальных предметов

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделей

 

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

Графического изображения

 

0

0

0

0

 

 

 

 

 

 

Контурного изображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) объёмные формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор по слову

 

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

Называние

 

 

 

 

0

0

0

 

 

 

 

Б) плоскостные формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

 

Выбор по слову

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

Называние

 

 

 

 

0

0

0

 

 

 

3.

Величина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировка в 2х контрастных величинах

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

в 3х  контрастных величинах

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

4.

Цвет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

 

Выбор по слову

 

 

 

 

0

0

0

 

 

 

 

Называние

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

5.

Пространственные представления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировка в схеме собственного тела

 

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

Складывание пирамидки по подражанию

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

По образцу

 

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

Конструирование из кубиков по подражанию

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

По образцу

 

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

Конструирование из палочек по подражанию

 

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

По образцу

 

 

 

 

 

 

0

0

 

 

 

Складывание разрезной картинки по подражанию

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

По образцу

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

Комментарии к таблице 1б
1.Исследование восприятия величины
Ребенку 1 года 3 месяцев -1 года 6 месяцев предлагаются два куба-вкладки, различные по величине, ребенку 1 года 9 месяцев - три куба-вкладки. Взрослый достает из большего куба меньшие, раскладывает их на столе перед ребенком и просит собрать.
2.Исследование восприятия формы
Взрослый раскладывает пред ребенком предметы разной формы (шары, кубики, призмы, кирпичики), скатывает шарик с желобка и просит ребенка найти еще шарики и скатить их.

Затем берет кубик, ставит его и просит ребенка найти еще кубики и построить дом. Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев -1 года 6 месяцев подбирает предмет такой же формы по образцу, ребенок 1 года 6 месяцев -1 года 9 месяцев - по названию. Ребенок 2-х лет и старше самостоятельно называет выбранные формы.
3.Исследование восприятия цвета
а)  Соотнесение:
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы различных цветов и просит к каждому предмету подобрать пару. Ребенку в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2-х лет предлагаются три цвета: красный, синий, желтый; ребенку — от 2-х лет до 2-х лет 6 месяцев  четыре цвета.
б)  Выбор по слову:
Ребенку в возрасте от 2-х лет до 2-х лет 6 месяцев предлагаются для выбора два предмета.
в)  Называние:
Ребенок 2-х лет 9 месяцев называет два цвета, ребенок 3-х лет   четыре цвета.
4.Пространственные представления
а)  Ориентировка в схеме тела:
Ребенок 1 года 6 месяцев показывает одну часть тела, 1 года 9 месяцев  три части тела, 2-х лет  пять частей тела.
б)  Конструктивный праксис:
Ребенку предлагается по подражанию или по образцу воспроизвести постройку из трех  кубиков или фигурку из трех палочек.

 

Таблица 2б.
Диагностический материал (дается к каждому пункту обследования):
1.Расческа, платок, ложка, полотенце.
2.Пирамидка, коробка с крышкой.
3.Ложка, карандаш.
4.Игрушечная машина, кукла, набор игрушечной посуды.
5.Кукла, набор посуды, игрушечная кроватка с постельными принадлежностями
6.Палочка. Кубик.
7. Игровой набор «Доктор».
8.Кубики.
9. Восковые мелки или цветные карандаши.
Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности.
Наблюдение в группе.

N
п/п

Основные показатели

1год

1год
3мес

1год
6мес

1год
9мес

2года

2года
3 мес

2года
6мес

2года
9мес

3года

Отметки о
 наличии
 навыков и
 умений

1.

Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Формирование соотносящих действий

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

3.

Формирование орудийных действий

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

4.

Воспроизведение отдельных  игровых действий

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

5.

Воспроизведение ряда игровых действий

 

 

0

0

 

 

 

 

 

 

6.

Использование в игре полифункциональных предметов

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

7.

Сюжетный характер игры

 

 

 

 

 

0

 

0

 

 

8.

Возникновение ролевой игры

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

9.

Формирование конструктивной деятельности

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

10.

Формирование основных формообразующих изобразительных движений

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

11.

Изображение знакомых предметов основными средствами изобразительной деятельности

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

Комментарии к таблице 2б.
1.Ребенок использует отдельные бытовые предметы по назначению (расческа, платок по­лотенце, ложка).
2.Совмещает части предметов, приводя их в определенное пространственное положение относительно друг друга (нанизывает кольца на стержень, закрывает коробки крышками).
3.Использует предметы в качестве орудий (ест ложкой, чертит карандашом)
4.Воспроизводит разученные игровые действия (катает машинку, кормит куклу).
5.Воспроизводит несколько игровых действий с одним предметом, без соблюдения логи­ческой последовательности.
6.Использует в игре предметы-заместители.
7.Разворачивает игровые действия, подчиненные единому сюжету, соблюдая логическую последовательность.
8.Берет на себя роль в игре.
9.Воспроизводит несложные постройки по подражанию, обыгрывает их.
10.Передает в рисунке форму предмета.
11.Изображает знакомые предметы, передавая в рисунке их характерные особенности: форму, основные детали.

 

Таблица 3б.
Навыки самообслуживания
Наблюдение в группе совместно с педагогом.

N
п/п

Основные показатели

1год

1год
3мес

1год
6мес

1год
9мес

2года

2года
3 мес

2года
6мес

2года
9мес

3года

Отметки о наличии навыков и умений

1.

Самостоятельно ест густую пищу

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

2.

Формирование навыков опрятности

 

 

0

0

0

0

0

0

0

 

3.

Умеет частично раздеваться

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

4.

Моет и вытирает руки

 

 

 

 

0

0

0

 

 

 

5.

Умеет одеваться

 

 

 

 

0

0

0

0

0

 

6.

Чистит  зубы с помощью взрослого

 

 

 

 

0

0

0

0

0

 

7.

Застегивает пуговицы, кнопки

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

Таблица 4б.
Социальное развитие
-(во время обследования)
-в процессе наблюдений

N
п/п

Основные показатели

1 обследование

2 обследование

3 обследование

1.

Отвечает на активность других

 

 

 

2.

Проявляет активность

 

 

 

3.

Негативное, агрессивное отношение в ситуации общения

 

 

 

4

Не вступает в контакт

 

 

 

5

Предпочитает играть один

 

 

 

6

Ищет контакт

 

 

 

7

Умеет соблюдать очередность в игре

 

 

 

 

Комментарии к таблице 4б.
Эта таблица заполняется в ходе пролонгированного наблюдения за ребенком и отражает основные особен­ности его поведения в ситуации общения со взрослыми или с ровесниками. Анализ полученных данных позволяет выбрать наиболее эффективную организационную форму работы с ребенком (индивидуальную, групповую, работу в микрогруппе), а также подобрать состав группы с учетом потребностей и возможностей ребенка, нуждающегося в коррекции поведения.

Таблица 5б.
Развитие речи ( параметры отслеживаются
-наблюдение в группе во время игровой, свободной деятельности, режимных моментов
-во время обследования,
- беседа с воспитателями,
-раздел из комплексного обследования)

N
п/п

Основные показатели

1год

1год
3мес

1год
6мес

1год
9мес

2года

2года
3 мес

2года
6мес

2года
9мес

3года

Отметки о наличии навыков и умений

1.

Лепетные псевдослова  (ситуативное использование)

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Понимание простой фразы

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Первые слова

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

4.

Фраза из двух слов (актив)

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

5.

Понимание двухэтапной инструкции

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

6.

Понимание падежных конструкций

 

 

 

 

0

0

 

 

 

 

7.

Местоимение и наречие

 

 

 

 

0

0

0

0

 

 

8.

Числительные

 

 

 

 

0

0

0

0

 

 

9.

Прилагательные

 

 

 

 

0

0

0

0

0

 

10.

Фразы из 3-4х слов

 

 

 

 

0

0

0

0

 0

 

11.

Усвоение предлогов

 

 

 

 

0

0

0

0

0

 

12.

Грамматические формы множественного числа

 

 

 

 

0

0

0

0

0

 

13.

Понимание предложных конструкций с предлогами

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

14.

Сложные предложения.

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

Комментарии к таблице 5б.
В числе первых слов  существительные, которые появляются в неизменной форме. Названия действий (глаголы) появляются несколько позже, чаще в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Первоначально ребенок использует отдельные аморфные слова в роли предложения. После 1 года 8 месяцев  объединяет в одном предложении два аморфных слова. Наречия появляются в числе первых слов, и их ко­личество быстро растет. В усвоении личных местоимений имеется небольшой начальный период, когда ребенок не улавливает изменчивости значения местоимения в зависимости от лица говоря­щего. Числительные усваиваются очень медленно (по данным А. Н. Гвоздева, «два» усваивается к двум годам, «три» появляется после 2-х лет 6 месяцев и усваивается к трем годам). Позднее появление прилагательных по сравнению с существительными и глаголами представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Какое-то время прилагательные употребляются детьми после существительных (вопреки нормам русского языка). Развитие сложного предложения происходит поэтапно: первоначально появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем сложные, включающие союзы: потому что, чтобы, если ... то.

   
  Rambler's Top100