logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Изменения в системе дошкольного  образования на этапе введения ФГОС ДО»

Лекция для педагогов дошкольных организаций.

Подготовила зам. директора по дошкольному воспитанию Ломакина Людмила Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы, Средняя общеобразовательная школа N568.

 

Основным событием для педагогов и специалистов системы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155) – далее ФГОС дошкольного образования, Стандарт).
До введения Стандарта, нормативно-правовой основой  для осуществления образовательного процесса являлся приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Согласно вышеназванного приказа, были внесены  существенные корректировки в программы развития, годовые планы ДОО и планы работы педагогов. Признание данного приказа утратившим силу и введение ФГОС дошкольного образования также предполагает корректировку всех ранее составленных документов и приведение их в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, а сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса. Но следует учитывать, что введение ФГОС дошкольного образования – это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта.
Стандарт – это не просто новый в истории дошкольного образования документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа). Новизна его также состоит и в том, что с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно приказа  Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155, дошкольное образование признается ступенью общего образования, а ранее, проводимая в данной сфере деятельность, являлась лишь подготовительным этапом системы общего образования.
Основные отличия ФГОС дошкольного образования  и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоят в следующем:
1) Изменяется количество образовательных областей (вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей). Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В п. 2.7. прокомментировано, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка);
2) В пункте 1.4 Стандарта перечислены основные принципы дошкольного образования, где подчеркивается, что построение образовательной деятельности будет осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, таким образом, будет происходить постепенная индивидуализация дошкольного образования, где ребенок будет признан полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) Основные принципы стандарта основаны на концепциях отечественных психологов. В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, которые способствуют созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является (п. 3.2.5.) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития ребенка). Иными словами, при обучении детей будет учитываться принцип, сформулированный известным отечественным психологом Л.С. Выготским.
 Зона ближайшего развития -    термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребенок уже готов освоить с чьей-то помощью. Иными словами, зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемое с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
4) Очень важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы (п.4.3.) – «Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников». Как сказано в п.4.1. это связано с системными особенностями дошкольного образования, которые существовали до принятия Стандарта и признания дошкольного образования обязательной ступенью общего образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров). Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования (п.4.7.).
5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях  (п. 2.9.). При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности.
         Таким образом, большое значение утверждения Стандарта состоит в том, что дошкольное образование признано обязательной ступенью общего образования и признана важность и уникальность периода дошкольного детства. В основе организации обучения и воспитания заложены основные принципы психологического развития детей дошкольного возраста, и в связи с этим, немаловажную роль в реализации программы будет осуществлять педагог-психолог (в разделе III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» включены требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы. В свою очередь, для разработки образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО и ее внедрения в образовательную деятельность, необходимо разработать нормативы финансового обеспечения реализации Программы, а также соблюсти все требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям. А также необходимо разработать образовательную программу дошкольного образования в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных основных образовательных программ (п. 2.5.). Поэтому, следует понимать, что процесс внедрения ФГОС ДО не может быть осуществлен в короткие сроки. А также,  для разработки Программы в настоящий момент еще не разработаны Примерные основные образовательные программы, которые служили бы базой для разработки образовательных программ дошкольной организации. Для поэтапного внедрения Стандарта в образовательных организациях необходимо составить дорожную карту по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) N01-52-22/05-382 от 07.02.2014г. также обращается внимание на недопустимость требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

 

Список использованной литературы

1. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя.-2014.-N4.-с. 4-8.

2. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева  Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования: на пути к разработке методических рекомендаций по его внедрению // Современный детский сад.- 2013.- N8. - с. 4-10.

   
  Rambler's Top100