logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Развиваем речь ребенка»

Родительское собрание во 2 младшей группе.

Автор: Новикова Наталья Леонидовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 14 «Сказка», г.Верхний Уфалей ,Челябинская область.

Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина
Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».
Давайте познакомимся поближе. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на некоторые вопросы.

  • Продолжите фразу: « Я мама ( папа )...( имя ребенка).
  • Ему...( возраст).
  • Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить...»

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами.
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2мес. Это является физиологической нормой.
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

  • Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

  • А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорить чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них еще  сформировано - и это норма, т.е. свойственно данному возрасту.

  • Предлагаю поднять руку тем из вас, кто дома читает своим детям стихи, заучивает их, читает сказки и ведет беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

  • Поднимите руку те родители, которым наша встреча интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье.
Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы составляем треугольник. (приложение N1)
 Главной вершиной, конечно же, является ребенок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя ( что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет. А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому мы должны объединить наши усилия, чтобы ребенок всесторонне развивался. Мы призываем вас к сотрудничеству.
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Поэтому необходимо целенаправленное обучение.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития и объясните свой выбор (приложение N2).
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, но и показывает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
На протяжении дошкольного возраста мы решаем следующие задачи (приложение N3).
Что должен уметь ребенок в 4 года ознакомьтесь самостоятельно. (Приложение N4 ).
К концу четвертого года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми. Использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником.
Если вы видите ясно, что у вашего ребенка отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.
Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи. А также в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам.
Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим. Что они нам дороги. А в союзники возьмем природу великолепного учителя.
Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова- признаки: золотистое, лучистое, доброе, яркое, теплое, весеннее.
Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках на природу...Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Особое внимание уделите сказкам. Сказка нужна всем и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителя, разрешить конфликт, взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые можно еще и играть. Придумайте продолжение сказок «Курочка ряба», «Репка» ( родители придумывают). Давайте придумаем сказку вместе. Будем передавать по кругу яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.
Прочитайте детям загадки и предложите догадаться, кто из сказочных героев мог бы так сказать (приложение N5).
Как сделать чтение более интересным? Для этого нужно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе. Во время чтения задавайте различные вопросы, например: « Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора?», « Какого цвета было ведерко?»
Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.
Попробуйте прочитать несколько строк из знакомой сказки, а потом попросите придумать продолжение.
Пальчиковые игры - прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
 Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, в будущем облегчают процесс чтения и письма.  Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала с детьми младшего возраста нужно  выполнять пальчиковые игры, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произносимыми вслух или про себя.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе ( приложение N6 ).
К 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.
В заключении хочется пожелать вам благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети вас радуют! ( Раздаются памятки « Развитие речи ребенка» приложение N 7)

Приложения к родительскому собранию
Приложение N1


Приложение N2

  • Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
  • Общение ребенка с другими детьми.
  • Речь взрослого - образец для подражания.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Чтение детской художественной литературы.
  • Игры с ребенком взрослых и друзей.

Приложение N3
Задачи

  • Формирование звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию, связной речи.
  • Развитие выразительности речи.  

Приложение 4

Приложение N 5

 

Загадка : Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть.
Загадка: Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помогите мне! Чем же я маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую- не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу - и правда моя помощь нужна.
Загадка Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился. Но не так же много народу Они влезали, влезали. Я не выдержал и рухнул!

Загадка Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком - я и разбилось!
Загадка Мне приятно быть на голове у этой девочки! Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с ней гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

 

Приложение N6
Упражнения для развития мелкой моторики

1. “Домик”
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)
 2. “Ладошка”
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)
 3. “Лезгинка”
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
 4. "Ухо-нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.
 5. "Симметричные рисунки"
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
 6. «Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
 6.  «Кулак - ребро-ладонь»
 Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
 7."Ожерелье"
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

 Приложение N7
Памятка
« Как читать детям»

  • Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи- все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  • Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Знакомство с литературным произведением происходит на слух. Поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  • Показывать ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать тест. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно реалистичными.
  • Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
  • Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  • Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
   
  Rambler's Top100