logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Эмоционально-личностное развитие ребенка-дошкольника в условиях детского сада»

Автор: Владимирская В.В. старший воспитатель д/с N42 город Тюмень.

Эмоции - часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Они сопровождают происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Нарушение в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоционально - личностных проблем в будущем.
Эмоциональное благополучие человека, а ребенка в первую очередь  -   уверенность в себе, чувство защищенности, настроение к жизненным успехам во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Для дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявлений эмоций, которые постепенно сменяются большей адаптивностью. Маленький ребенок живет в плену эмоций, с огромным трудом он справляется с ними, постепенно учится направлять их в нужное русло. В дошкольный период появляется возможность управлять своим поведением, т.е. формируется произвольность. Ребенок взрослея, начинает нести ответственность за свои поступки.
Из-за недостаточного внимания к эмоциональному воспитанию ребенок постепенно может стать тревожным, застенчивым, плаксивым, порой агрессивным, замкнутым, капризным, неуправляемым, расторможенным. Не замечая эти нарушения развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, мы  не даем шанса этим детям на эффективную помощь на ранней стадии до появления нарушения поведения. И, наоборот, при благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую, социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогает ему включаться в учебную деятельность и занять позицию ученика. Все это определяет одно из основных направлений педагогической работы с ребенком – эмоциональное наполнение его жизни и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Для построения эффективной работы по данному направлению необходимо определить тип  развития  эмоциональной сферы ребенка, что можно сделать на основе «Теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (автор О.А.Орехова).

Типы развития эмоциональной сферы

Тип развития эмоциональной сферы

Характеристика типа

1
Дифференцированная эмоциональная сфера

Является оптимальным.
Отличается ярко выраженным предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций

2
Эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности эмоций (неумение различать позитивные и негативные эмоции)

Вариант нормы.
Выражается в однозначности эмоционального отношения, как к позитивным, так и негативным эмоциональным категориям

3
Эмоциональная сфера с проявлением инверсий (перевернутых эмоций) позитивных и негативных эмоций

Представляет другой вариант дифференциации (дифференциации наоборот), характеризуется отвержением положительных и предпочтением отрицательных эмоций

4
Эмоциональная сфера с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций

Представляет крайний вариант нормы, характеризующийся отсутствием дифференциации, предпочтением негативных и отвержением позитивных эмоций

Надо отметить, что полученные данные как правило, показывают, что у детей дошкольного возраста преобладает четвертый тип развития эмоциональной сферы. В ходе эмпирических наблюдений в процессе игровой и совместной деятельности детей можно проследить, что детям труднее всего заметить состояние другого человека, в частности сверстника, понять и принять это состояние.
Рассматривая вопрос об эмоциональном состоянии ребенка в детском саду важно создать условия для их развития. Одним из условий является создание эмоционально благополучной среды. Причем, ориентироваться на создание не столько предметно-развивающей среды, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Такую среду, влияющую на  эмоциональную атмосферу можно построить с учетом эмоционально-поддерживающего компонента, эмоционально-стабилизирующего компонента, эмоционально-настраивающего компонента, эмоционально-активизирующего компонента, эмоционально-тренирующего компонента.

Эмоционально-поддерживающий компонент
(профессиональная установка воспитателя на организацию эмоционально-развивающей среды в группе)

Для создания оптимальной атмосферы в группе воспитателю необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально насыщенного общения ребенка с взрослым и окружающими и т.д. В процессе организации жизнедеятельности детей в группе обеспечивает:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- вовлечение ребенка в происходящие вокруг события ( «Посмотри на меня», 2Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что анна делает» ит.д.);
- Создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе;
 - формирование позитивного образа своего «Я»;
- побуждение к совместным эмоциональным переживаниям (радость, удивление ит.д.)
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты окружающих, их интонации;
- закрепление желания и готовности к совместной со взрослым или детьми деятельности;
- приучение детей к тому, чтобы общаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
- развитие умений и навыков выразительно отражать свое эмоциональное состояние в действиях;
- содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддержка доброго отношения к маме, папе, близким людям
- и т. д.

Эмоционально-настраивающий компонент
(Вешняя обстановка)

- Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, раздевалке, группе и т. д.
- Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические, народные произведения.
- Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком в раздевалке, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.
- Снятие эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, в центре «песок-вода», уголке изодеятельности.
- Осуществляя задачу пробуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желание участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда вызывает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам он практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Эмоционально-стабилизирующий компонент
(режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе)

Режим дня – определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, но по содержанию они должны отличаться друг от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал. Однако наличие жесткого режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Эмоционально-активизирующий компонент
(разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты)

Эмоциональные состояния активизируются, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем - то новым, необычным (но не пугающим ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний происходит в игровой деятельности. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
- игры на накопление эмоций;
- эмоциональное общение со сверстниками и взрослыми;
- преодоление негативных эмоций;
- снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
- развитие эмпатии и др.
Очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний.

Эмоционально-тренирующий компонент
(проведение психогимнастических упражнений)

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого каждому воспитателю необходимо решать следующие методические задачи:
- фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательно воспроизводить чужие эмоции;
- фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;
- анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
- повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях;
-  контролировать ощущения.
Говоря об условиях эмоционального  развития, необходимо отметить, что эмоциональное благополучие ребенка зависит во многом от стиля общения с ним. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний, у них негативные оценки преобладают над позитивными. Они во всем контролируют ребенка. Дети, как правило, испытывают тревогу и страх. Они практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны. Второй тип – разрешительно - попустительский. Некоторые из любви к детям ни в чем не могут отказать им, другие позволяют делать все, что угодно, тем самым снимая с себя ответственность за них. Дети при таком стиле общения настоящие «разбойники», избалованные, импульсивны, агрессивны, их поведение порой абсурдно. Воспитатели демократического типа чаще прибегают к мягким формам руководства (совет, предложение, опосредованное требование, просьба), у них большее число позитивных оценок. Результаты исследований показывают, что в группах «демократичных» педагогов создаются оптимальные условия для формирования положительного эмоционального климата группы. «Авторитарные» воспитатели способствуют «конфликтности», недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для социального и нравственного развития дошкольников, формирования гуманных взаимоотношений. Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выводу: изменения надо начинать с себя, ориентируясь на девиз «Каждый воспитатель – психолог».
Организовать целенаправленную работу с детьми помогут не только созданные условия, но и рационально подобранные методы и приемы. Необходимо изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого, в частности, в жизнь детей ввести разнообразные обычаи:
- Утро радостных встреч (после выходных, отпусков, болезни);
- Дни самоуправления;
- Веселые каникулы;
- Составление «семейного альбома группы;
- и др.
Необходимо вместе с детьми обсуждать их поступки или поступки героев литературных произведений. Обсуждение поступков в младших группах осуществляется с помощью интересных игр и игрушек, оборудования. С детьми старших групп обсуждение их поведения нужно проводить в доступной форме, объяснить положительные или отрицательные стороны поступка. С целью формирования социально приемлемых форм поведения можно предложить ситуации и игры, в которых необходимо сотрудничество и помощь, проиграть ситуации, чтобы выяснить с ребенком каким образом в той или иной ситуации лучше действовать. Необходимо поощрять различные формы социально-ролевой игры, привлекать детей к выполнению творческих коллективных работ, выполнению проектов.
Особое внимание можно привлечь к теме тревожности у детей дошкольного возраста и проявления агрессивного поведения. Как показывает практика, среди воспитанников ДОУ много детей, имеющих проблемы развития эмоциональной сферы, с высокой степенью тревожности. Их отличает чрезмерное беспокойство, они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Предпосылкой возникновения тревожности служит повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Данной проблеме более подвержены робкие, застенчивые дети. Кроме того, соответствующее эмоциональное состояние детей во многом зависит от уровня тревожности окружающих и взрослых. Высокая тревожность воспитателя или родителя передается ребенку. О наличии у воспитанников тревожности можно заметить по следующим проявлениям:
- ребенок не отвечает на вопросы воспитателя во время организованной образовательной деятельности из-за боязни ответить неправильно, ждет нападения, насмешки, хотя знает правильный ответ;
- перестает работать, если в группу вошел посторонний человек;
- пребывает чаще в плохом настроении, растерян, легко обижается, плаксив, суетлив;
- почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное;
- с трудом идет на контакт.
Работа с тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает продолжительное время, ведется в тех же, как и с обычными детьми  трех направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных наиболее волнующих его ситуациях;
-  снятие мышечного напряжения.
Повысить самооценку за короткое время, конечно не возможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Для этого нужно обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, причем, не сравнивая с другими, а только с ним самим, подчеркивать, как улучшаются его собственные результаты.
Во время организованной образовательной деятельности необходимо поощрять, подбадривать детей, предлагать работать совместно, постоянно оказывать помощь. В игре таким воспитанникам желательно предлагать ведущую роль, что будет способствовать повышению самооценки ребенка.
С этой целью проводятся специальные игры и упражнения: «Секрет», «Комплементы», «Найди друга», «Дружба начинается с улыбки», «Ветер дует на ….», «Возьмемся за руки», «Я дарю тебе», «Добрые волшебники» и др. Подобные игры направлены на сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Также важным является обучение ребенка умению управлять собой в конкретных ситуациях, наиболее волнующих его ситуациях.
Как правило, дети, в том числе и тревожные не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Для этого воспитанникам предлагается образовать круг и поговорить об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Кроме того, детям можно предложить нарисовать свои страхи, а потом, показав рисунки, в кругу рассказать о них.
При работе с детьми, особенно тревожными, важно использовать игры, связанные с телесным контактом и направленные на снятие мышечного напряжения. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела. Работа с агрессивными детьми проводится по тем же направлениям, но подбор игр для таких детей осуществляется более предметно, обнаружив у ребенка признаки агрессивного поведения, играть желательно в специальные игры, например: «Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Два барана», «Петушки», «Попроси игрушку», «Тух-тиби-дух», «Детский футбол», «Ругаемся овощами».
Таким образом, в результате создания благоприятных условий для каждого ребенка, дифференцированного подхода к детям, а также применения эффективных методов и приемов можно развить эмоциональную сферу ребенка. С учетом времени, проводимого ребенком в ДОУ, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

   
  Rambler's Top100