logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Личностно-ориентированный подход в профессиональном определении воспитанников детского дома»

Доклад

Автор: Галимуллина Минзаря Загартдиновна, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования (в частности, в системе дошкольного образования) педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию: приоритетными задачами выступают подготовка ребенка к школьному обучению, приспособление его к существующим социально-политическим, экономическим и другим условиям жизни. Однако крайне слабо обеспечивается процесс индивидуализации – развитие индивидуально-неповторимого в конкретном ребенке. Зачастую мы – воспитатели и педагоги “не слышим” ребенка, его желания, потребности, возможности. Между тем, именно дошкольный период развития человека является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития большинства способностей являющихся базой для самоопределения, самореализации личности. Следовательно, считаем правомерным утверждать, что в системе дошкольного образования существует насущная потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка развития способностей ребенка-дошкольника (как педагогическая технология) направлена на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Данный тезис выражает важнейший принцип личностно-ориентированной системы воспитания, что отличает педагогику свободы от педагогики необходимости (насильственного формирования).

В деятельности воспитателей дошкольной группы «Малышок» применяются несколько программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Т.С., программа социально–эмоционального развития дошкольников «Я – ты – мы» (О.Л. Князева),программа «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (Н.И. Крылова),«Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет» (Е.В. Михеева).

Программа «Готовимся к школе» - адаптированная (для подготовительной логопедической группы). Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всесторонне развитие их интеллектуальных, эмоционально – волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы и такие личностные качества как любознательность, инициативность, ответственность.

Программа «Я – ты – мы» состоит из трех основных разделов:

1. Уверенность в себе.

2. Чувства, желания, взгляды.

3. Социальные навыки.

Задачи программы: помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

Программа «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» позволяет расширить и систематизировать знания о методах и способностях воспитания, саморегуляции, самокоррекции.

Программа «Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет» содержит развивающие игры, упражнения, занятия на развитие интелектуальных умений, сенсорных способностей дошкольников.

Рабочая концепция педагогической поддержки развития способностей детей дошкольников. Способности в возрастной динамике.

таблица

Изучение способностей малышей необходимо начинать с 2 – 3 лет.

2–3 года: в данном возрасте ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству, поэтому главное пробуждать чувственную сферу ребёнка (различные показы спектаклей театральной студией педагогов, концерты, сказки старших детей, использование фольклора в разных видах деятельности).

3–4 года: погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Самое главное в данном возрасте максимальное – погружение ребенка в деятельность, потому что способности – понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. В данном возрасте необходимо предложить ребенку такие виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Еще одно условие – очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильная, ориентированная на зону ближайшего развития ребенка.

4–5 лет: интерес, желание, творческий поиск. В данном возрасте у ребенка проявляется избирательный интерес. Главное поддержать помочь ему определиться. На данном этапе можно ввести диагностику развития способностей. Уделить внимание креативности, которая предполагает наличие у ребёнка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. С целью ее развития Деятельность ребёнка должна носить творческий характер. Можно объединить детей в группы по интересам (исследовательская деятельность).

5–6 лет: яркие проявления природного потенциала. На данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании материала. С целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр. Главное требование к таким играм – определенная степень сложности.

6–7 лет: проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы одаренных детей и обеспечить их эффективное развитие. На данном этапе предполагается проведение мониторингов, позволяющих выявлять и определять степень одаренности, прослеживать динамику развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития ребёнка.

Педагогическая поддержка детей, по О.С.Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ученый в своей творческой деятельности подошел к проектированию новой организации образовательных процессов на основе концепции педагогической поддержки. Система педагогической поддержки О.С. Газмана предполагает разные направления реализации: педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом цель поддержки – это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах детского дома. Основными задачами педагогической поддержки в теории О.С. Газмана выступают: – помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей; – поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой; – помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.

Особый интерес вызывают исследования Н.Б.Крыловой, где она указывает на различие между процессом воспитания и поддержкой: «...педагогическая поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза» обнаруживает родство душ».

Педагогическую поддержку Т.Анохина рассматривает как “систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности”.

Научные труды и опыт ученых имеют важное значение для обоснования педагогической поддержки личности, которая включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает всю систему социального бытия, выступает как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества.

Структура педагогической поддержки включает: целевой, содержательный, технологический и оценочный компоненты.

Необходимость выделения целевого компонента обусловлена тем, что сознательная цель в деятельности педагога определяет выбор способов, действий и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Опираясь на идеи Е.В. Бондаревской, мы дифференцировали направления педагогической поддержки учащегося в ходе образовательного процесса на обще групповую педагогическую поддержку и – индивидуальную.

Содержательный компонент раскрывает суть и состав изучаемого явления, а именно – способностей.

Научный подход к понятию «способности» отличается от житейского повседневного более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Имеется такая структуризация, способностей, как выделение общих и специальных.

Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и другие.

Технологический компонент отражает пути реализации педагогической поддержки развития способностей дошкольников, определенную систему педагогических действий, направленных на создание педагогического взаимодействия как условия, обеспечивающего образование на основе диалога культур, учета индивидуальных особенностей детей и актуализации механизмов самоопределения и саморазвития (принципы, этапы, тактики и приемы).

Главная задача педагога при реализации средств педагогической поддержки – устранение препятствий или отклонений, мешающих самостоятельному продвижению в воспитании, обучении и саморазвитии. Педагогическая поддержка индивидуальна, направлена на конкретного ребенка, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь результатов. Собирая все внешние воздействия, аккумулируя их в себе, в собственном «Я», человек переходит в новое качественное состояние, когда способен сформировать собственные представления о жизни и цели, и начинает действовать иначе, чем вчера, уже не по внешним стимулам, а по внутренним убеждениям («интересно, хочу и могу для себя и для других»).
Основными принципами обеспечения педагогической поддержки (и, в частности, поддержки развития способностей) являются:
– согласие ребенка на помощь и поддержку;
– опора на силы и потенциальные возможности личности;
– вера в возможности ребенка;
– ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
– сотрудничество, содействие;
– доброжелательность и безоценочность;
– безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребенка;
– принцип «не навреди»;
– рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (О.С.Газман, 1995, Т.Анохина, 1996).
В качестве этапов педагогической поддержки развития способностей, по аналогии с описанными О.С.Газманом этапами, можно предложить следующие:
? Диагностический – совместное выявление возможных проблем в каком-либо виде деятельности, их вербализация. Важно помочь ребенку сказать вслух или выразить на бумаге то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Основная задача данного этапа – помочь ребенку сформулировать самостоятельно проблему.
? Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны).
? Планирование совместных действий – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы).
? Деятельностный – самостоятельная целенаправленная активная деятельность самого ребенка. На этом этапе задачей педагога является всяческое одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы и координация действий, в том числе и родителей.
? Рефлексивный – совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач, констатация фактов разрешимости проблем, осмысление им и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Четыре тактики педагогической поддержки (по О.С.Газману): «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.
Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности.

Тактика защиты. Её кредо: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств».

Педагог:
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных
обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
«Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих.
Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!»
Тактика помощи
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха. Тактика «помощи», в основном, рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.
Тактика содействия. Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!».
Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия»:
– ребёнок объективно субъективно не является «жертвой обстоятельств»;
– у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;
– его самооценка не занижена.
Педагог в тактике «содействия» «не работает на будущее ребёнка», а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился «умозрительно» фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.

Тактика взаимодействия. Кредо тактики взаимодействия: “Договор – это испытание свободой и ответственностью”.
Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность.
Обобщенными характеристиками поддержки являются творчество, активность, исследовательский поиск в педагогическом процессе.
В этой связи имеет смысл выделить приемы поддержки:
– опора (опорные сигналы);
– повтор с контролем (вопросы к изученному материалу);
– повтор с расширением (вопросы, дополняющие знания по новому материалу);
– собственный пример (задача);
– особое задание;
– “светофор”;
– показательный ответ;
– магнитофонный опрос;
– тихий опрос;
– опрос по цепочке;
– программируемый опрос;
– идеальный опрос (т. е. устная самооценка знаний учащимися) и другие.
Результатом процесса развития способностей у детей дошкольного возраста является Образ –Я: представления детей о самом себе; самооценка – аффективная оценка этих представлений, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня развития (возрастных особенностей) и принятия тех или иных самохарактеристик; поведенческие реакции – те действия, которые вызываются образом “Я” и самооценкой.
Для оценки развития тех или иных способностей определены критерии, показатели и уровни, согласно содержательным характеристикам изучаемого явления, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики. Реализация данной технологии педагогической поддержки возможна, если имеется адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
Задача в группе «Малышок» - создание банка методических разработок по применении технологии педагогической поддержки.
У каждого ребенка индивидуально–неповторимое конкретное - желания, потребности, возможности.
Рассмотрим, например, результаты исследования индивидуальности воспитанников дошкольной подготовительной группы: Тэсида Максима, Ламдо Николая, Мишуковой Людмилы, Марьик Вероники:

1

Желание (осознанная потребность и влечение к чему – либо, имеет побуждающую силу)

если занятие - игра, то появляется желание, но зависит от формы, приёмов подачи материала.
«Кем я хочу стать?»:
Мишукова Л. – доктором;
Тэсида М. – плотником;
Коля – электриком;
Марьик В. – уборщицей;

2

Потребности - состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах

  • 0-3 лет – потребность в безопасности, в активности, телесном контакте, в принятии и любви, в общении.
  • 3-6 лет – в признании, в общении, в игре, в признании активности, в информации и познании окружающего мира, получении опыта.
  • Написать имена ваших детей

3

Возможности

Возможности развития дошкольников группы «Малышок» не имеют ограничений (в здоровье)

Способности дошкольной подготовительной группы

Ф.И. ребенка

Чем любит заниматься ребёнок

Способности

1. М

Любит собирать пазлы, конструировать, раскрашивать, умеет организовать игру, подчиняется правилам игры

Художественные, конструкторские способности.

2. Н

Готов делится, помочь другому, очень усидчив, любит работать в коллективе, любить рисовать

Художественные способности.

3.Л

Любит рисовать, слушать музыку

Художественные способности (музыка+рисование).

4. В

Любит конструировать; любит отгадывать загадки, обсуждать – прочитанное, лепить;

Конструкторские и художественные способности

Знания, умения и навыки, приобретённые на воспитательных занятиях, продолжают развиваться в кружках. Все дошкольники посещают кружок «Изобразительное творчество» и ансамбль народного танца «Топотушки».
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игровая деятельность имеет в себе огромный развивающий и дидактический потенциал. Игра для дошкольника является и основной деятельностью, в которой проявляются его творческие способности, фантазия, воображение. По результатом исследований детских психологов, любой вид игры является не только условием для проявления творческих способностей, но и стимулирует развитие креативности ребенка.
В работе воспитателями используется разные виды игр:
- сюжетно – самодеятельные (сюжетно– ролевые, театрализованные);
- обучающие (сюжетно–дидактические, подвижные, музыкальные);
- досуговые игры (забавы, развлечения, празднично–карнавальные).
Методы и приемы педагогического воздействия на детей подбираются с учетом особенностей психофизического развития. Применяются как традиционные, так и инновационные методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемно – поисковый, исследовательский. Предпочтение отдается активным (игровым) методам и приёмам формирования коммуникативного взаимодействия.

Пути повышения эффективности педагогической поддержки дошкольников при подготовке к школе:
1. Использование практических упражнений на занятиях:
- в индивидуальном рисовании;
- в рисование в паре;
- рисование в группе (коллективное).
2. Применение заданий «Сложи картину», «Помоги спасти мишку», «Закончи изображение», «Кто больше придумает и нарисует»;
3. Применение игры на развитие диалектичности мышления «Нравится – не нравится».
4. Выполнение игровых заданий на развитие творческого мышления «Рисуем сказку», «Угадай предмет и нарисуй» и т.д.
5. Использование нетрадиционных техник рисования.
6. Систематическое проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы по рекомендациям логопеда.

Задачи на перспективу:
- продолжать развивать художественно–творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- развивать самооценку и самоуверенность в своих возможностях, формировать навыки самовыражения дошкольников;
- развивать все стороны речи дошкольников;
- продолжать соблюдать нормы педагогического взаимодействия детей, рекомендованные в технологии педагогической поддержки О.С. Газманом.
- осуществлять систематическую и целенаправленную подготовку детей к школе на использовании технологии педагогической поддержки
- активизировать работу по обеспечению преемственности между дошкольниками и младшими школьниками

Литература.

  1. Безрукова Е.В., Иванова А.А. Педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности. Управление дошкольным образовательным учреждением ? 8, 2007.
  2. Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста/Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 67–77.
  3. Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 80 с.
  4. Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др. – М. 2006г. «Одаренный ребенок: Особенности обучения: пособие для учителя».
  5. Ю. Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. «Психология одаренности детей и подростков.» Учебное пособие для студентов высш. и сред. Учебное пособие для студентов высш. и сред. Пед. учеб. заведений.
  6. О.Л. Князева «Я – ты – мы». Программа социально – эмоционального развития дошкольников.
  7. Рабочая концепция одаренности/Под ред. Шадрикова. – М., 2003.
  8. Савенков А.И. О диагностике детской одарённости. Практика образования ? 1, ? 2, 2009.
  9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М., 1996.
  10. Н.И. Крылова - Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.:ил. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия».
  11. Е.В. Михеева - Волгоград: Учитель, 2011. – 155с. «развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия».

Журналы:
1. «Я и мое имя». Школьный психолог, ? 33, 2002 (сентябрь).

   
  Rambler's Top100