logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Использование сказки в работе над развитием эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи»

Из опыта работы.

Автор: Людмила Трошкина.

Введение.

Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела, и на благородные поступки не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
         Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья.
         Дети дошкольного возраста с ОНР имеют    характерные  особенности эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы. Незрелость эмоционально-волевой сферы,  нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, страх, тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. (Е.Е. Дмитриева 1989). Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)). При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
        Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР очень актуальна и важна.
В работе над развитием эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи мы использовали метод сказкотерапии.
      Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений. Сказки способствуют овладению ребёнком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.
     Цель:  познакомить детей с миром человеческих эмоций по средствам сказки, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
    Задачи:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
2.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.
3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
    Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование  наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии.
Сказкотерапия как средство социализации.
     Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.
      Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
     Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.  Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
    Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Сказкотерапиеей люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса. Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах... Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается, по сей день. Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, – часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
      Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.     Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
         Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.
      Источниками концепции сказкотерапии стали работы А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
    Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гешталът-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.
     В сказкотерапевтическом процессе используется пять видов сказок:
1. Художественные (авторские, народные);
2. Дидактические (обучающие);
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории);
4. Психокоррекционные (сказки, истории);
5. Медитативные.
     Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются как: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).
 «Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...»
Формы работы над сказкой
       1. Интерпретация сказок
       Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом "зашифрована" в сказочных образах.
     Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
1.  Развитию творческого (дивергентного) мышления ребенка.
2.  Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
3.  Развитию фантазии, воображения.
4.   Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
5.  Развитию эмпатии и умению слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия сказок полезно "разбавлять" другими сказочными приемами.
2. Рассказывание сказок
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.
    Рассказывание сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.
В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить, как кинофильм, образный ряд повествования. "Вжиться" в героев сказки и передавать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
    Групповое рассказывание сказок.
В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа.
Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Процедура аналогична описанной выше. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку), причем последний рассказчик должен закончить сказку (в противном случае, сказка может продолжаться бесконечно, так и не дойдя до конца).
    Групповое придумывание сказки.
Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: "В некотором царстве, в некотором государстве..."), следующий участник группы присоединяет к сказанной фразе свою одну или две фразы (текст предыдущего участника не повторяется), и так далее. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга (т.е. каждый участник выступал в качестве сказочника не более 3 раз) и имела свой конец.
Например: придумывание и рассказывание детьми "нарисованной" сказки.
Это прием, позволяющий проработать следующие важные моменты:
♦   развитие произвольной памяти и внимания
♦   развитие фантазии и воображения
♦   развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
♦   развитие умения слушать
♦   совершенствование навыков изобразительного творчества.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:
1. Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрослого путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.
2.  Развитие фантазии и воображения.
3.  Развитие умения выражать свои мысли.
4.  Развитие памяти и внимания.
5.  Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
6.  Сплочение группы.
7.  Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).
3. Сочинение сказок
  Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.
  Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. Сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие нашему личностному развитию и разрешению затруднений.
4. Переписывание (или дописывание) сказок
Переписывание или дописывание авторских или народных сказок имеет смысл тогда, когда человеку чем-то очень не нравится сюжет, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление само по себе уже диагностично, т.к. то, что человеку активно не нравится, то, что он отрицает, очень часто указывает на актуальную нерешенную проблему (или на проявление основополагающих жизненных принципов).
Для того чтобы переписать сказку, выбирается тот этап в развитии сказочного сюжета, после которого все пошло не так, как хотелось бы ребенку или взрослому. С этого момента человек или группа начинает генерировать идеи относительно того, как альтернативно могли бы развиваться события.
5. Сказочная куклотерапия
Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Кроме того, изготовление и общение с куклой может быть самостоятельным направлением психологической, педагогической и развивающей работы. В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы.
 Три варианта кукол:
♦   куклы-марионетки
♦   пальчиковые куклы
♦   теневые куклы
6. Сказочное рисование
Конечно, сказки можно еще и рисовать. Многие психологи и педагоги часто дают своим ученикам такие задания: "Нарисуй сказочную страну", "Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке", "Нарисуй любимого сказочного героя" и пр. Безусловно, это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используется метафора и идея превращения.

   
  Rambler's Top100