logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Музыкальный фольклор  как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс в рамках областных курсов  повышения  квалификации музыкальных  руководителей  дошкольных  образовательных учреждений.

Автор: Демина Галина Дмитриевна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад N 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область.

В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим  глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую  древность. Многочисленные жанры фольклора  -  предания, былины, сказки, песни и так далее   повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.  Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная  роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры.
Русский фольклор – кладезь  народной  мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички,  календарные песни - всегда были неразрывно связаны  с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
Притягательную, магическую силу фольклора чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Русский  фольклор – это дорожка  от прошлого, через настоящее  в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального  фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет   на  эстетическое развитие детей, раскрывает  творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.     В  русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается  музыкальный ритм и слово. В  устном  народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные  ценности – представление о добре, красоте, правде, верности,  и так далее. Особое место в таких произведениях занимает  уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке.  Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.       Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка  в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует  свою индивидуальность.
В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки,  приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая  малышей  и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста  активно откликается на фольклор и его роль в воспитании  детей трудно переоценить.  Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П.И.Киреевский говорил: «Кто не слышал русской песни еще над  колыбелью, и кого  ее звуки  не сопровождали  во всех  переходах жизни, у  того, разумеется,  не  встрепенется при ее  звуках, на которых  душа  его выросла, она ему ничего не напомнит…».
С раннего возраста у нас  в доме   звучали русские  народные песни, частушки, колыбельные песни. Моя мама Валентина Игнатьевна играла на гитаре, мой папа Дмитрий Андреевич  виртуозно играл на гармошке и принимал участие  в художественной самодеятельности. Моя тетя Нина Игнатьевна играла на балалайке, а бабушка Маша и дедушка Игнат  замечательно пели напевные русские народные песни, исполняли задорные  частушки.  Русская  народная музыка очень меня волновала, заинтересовала и  вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Давно заметила, что и дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня  обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус  ребенка, обогащает   речь народными движениями, поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка  - муравушка,  рассыплюсь  яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно коромысел, сенечки и другое), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают  текст.
С большим удовольствием  дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как  у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Эти песни  хороши еще и тем, что их можно инсценировать. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении выученных попевок и песен различных жанров.  Пение напевных песен, удлиняя выдох и  углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму и вырабатывает при этом  постепенное  расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств  певческого дыхания.
В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие  важные певческие  навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой  и воспитанием  внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы « про себя», без предварительного повторения звуков вслух.
Познакомить детей  фольклором  решила, отправившись  вместе с детьми в город Фольклорград.  Дети встретились с веселыми матрешками с улицы «Песенной», на улицу «Частушечную» нас пригласили братья Заволокины, а с тараторками, пословицами и небылицами дети познакомились у  «Федорки  на затворках». Наш фольклорный ансамбль «Воскресение» под управлением А. В. Горбатовской  встретил детей  на «Затейной улице». На улице «Загадок»  нас ожидал чудесный мешочек с музыкальными инструментами, звучание которых мы должны были отгадать.  И наконец,  все оказались на «Широкой» улице, где со всех концов города собирался народ, кто с песнями, кто с танцами, кто с частушками   и начинали танцевать русский  зажигательный танец «Кадриль». В конце праздника дети поиграли, отведали вкусных пирогов с ароматным чаем  и отправились домой в детский сад. Такие встречи просто незабываемы, и легче и доступнее запоминаются, носят воспитательный  характер.
В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам  русской национальной культуры   является одним из главных направлений общего художественно – эстетического воспитания дошкольника. Воспитывать любовь к русскому  народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников  – такую задачу   поставила перед собой.
С 1988 года накапливался опыт, систематизировался репертуар по фольклору, по русскому народному творчеству. С 1993 года работа ведется постоянно.  Начала с чтения специальной литературы по  музыкальному  и устному  фольклору  и русских народных инструментах. Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей.  Для более интересного общения и изучения данной темы,  решила собрать материал  об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве  Белгородской области, ее обычаях и традициях, духовно- нравственное воспитание. Изготовила и упорядочила работу с одиннадцатью альбомами по данной теме. Собрала многочисленную библиотеку,   из  которой  узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала относиться к традициям, фольклору, художественным промыслам  по-новому. Все это пригодилось в дальнейшей моей работе.  Владея знаниями и методами фольклорного творчества, пытаюсь строить музыкально – воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев.

Опираясь на методические разработки, собственные знания, программу «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»  составила свою систему  работы по ознакомлению дошкольников с народным искусством, с русской народной песней, с ознакомлением с русскими народными инструментами, с ознакомлением декоративно-прикладным искусством.
Организовала фольклорную студию «Сударушка», составила перспективный план. Подобрала репертуар, классифицировала народные игры по музыкальному фольклору. Так возникла идея оформить «Горницу». Здесь в «избе» сложили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые  половики. Для окон сшила  занавески и украсила их вышивкой в народном стиле. Многочисленные полотенца и салфетки украшают  убранство горницы. В «избе»  теперь есть чугунок, самовар, пряха, патефон, настоящий сундук, старинные утюги, ухват, «красный угол» с иконой Иисуса Христа, полки с деревянной посудой, глиняной, лапти, плетеные корзинки , лоскутное одеяло , русские народные костюмы и многое другое.  Раньше все эти вещи  бережно хранились у местных жителей, которые, узнав о создании музея-горницы,  с удовольствием передали предметы старины в детский сад.  Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе  зерно, при этом напевая  напевные русские  народные песни.  Дошкольники  от каждой новой встречи  получали радость и удовольствие.
Произведения  устного  и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка.
На занятиях кружка и музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, ша с притопом, распашонка, самоварчик, ковырялочка, присядка и другими элементами русской народной пляски.  После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль», «Семечки» и другие.
Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Ладушки – ладошки», «Пирог»,  «Барашеньки – крутороженьки», «Петушок проказник», а в дальнейшем  они же использовались на обрядовых праздниках. В играх часто используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность  освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность  помогает дошкольнику легче справиться  с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа  над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении.
Предназначение колыбельных песен и пестушек -  постижение народно – певческого словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать  интонацию на одном звуке, добиваться  протяжного напевного пения  - вот задача  их  исполнения.
Цель считалок, дразнилок, частушек – использование их  в игровой  деятельности, развитие  музыкального слуха, памяти, певческого  дыхания голосового аппарата. Дошкольникам нравится придумывать  индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
Календарные песни объединяются по тематике и сюжетам (связь  со временем года, тема урожая, труда) Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в  музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню.
Если с точки полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то можно увидеть, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре  весь комплекс  детского массажа: поглаживание. Разведение рук в стороны. Помахивание кистями.
Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при  закаливании и т.д. 
Особенно детям нравится  играть на музыкальных инструментах. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны), которые используются постоянно. Мы также изготовили народные  инструменты для  исполнения в оркестре и  для пения частушек –  ложки - веер, коробочки, колотушку, стиральные доски, приобрели свистульки.  Пришла также мысль разнообразить и увеличить количество музыкальных инструментов инструментами – самоделками. Это баночки, наполненные рисом, фасолью, горохом, косточками,  деревянные ложки с  висюльками из фисташек, рамки с ключами, рамки с колокольчиками, рамки с хрустальными сосульками из-под люстр, шуршали, шумели, бубны из пуговиц  и из металлических пробок и так далее.
Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей народным творчеством  пронизана любовью и радостью к русскому народу.
Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Русская матрешки», « Русская ярмарка». Зал был оформлен в русском стиле в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки: матрешки, дымковские игрушки, пряники, сушки, свистульки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. На празднике были использованы  сюрпризные моменты, характерные для  русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев были использованы народные мелодии, русские народные движения.
Новый год – самый любимый праздник у детей. И опять я обратилась к народному материалу. На празднике было отмечено, что «Новый год за собой Рождество несет», была исполнена песня «Рождество Христово», дети нарядились в ангелочков и исполнили танец со свечами, который исполняли с большой любовью. Накануне Рождества дети слушали  легенду о том,  почему в рождество принято наряжать елку.  Также стараюсь знакомить детей с русскими народными сказками, где добро побеждает зло. В древней Руси празднование нового года сопровождалось величанием, поздравлениями-колядками. Этот праздник назвали – Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками.  Дети вместе со взрослыми ходят по группам, в музыкальном зале  - праздник, переодеваются в козу, в скоморохов, рядятся в народные костюмы поют русские народные песни, колядки. По окончании праздника  детей угощают печеной картошкой, конфетами и пряниками. В празднике принимают участие и родители, которые тоже одаривают  детей, играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх. 
Следующим идет праздник  - масленица. За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый – встреча, второй – наигрыши, третий лакомки и т.д.  Рассказываю, какое значение  придавалось обрядам и играм в эти дни. Поем масленичные песни,  заклинки, закликаем весну. Обязательно играем в русские народные  игры и сжигаем Масленицу.
Праздник русской березки – Троица. Праздник проводим на улице, украшаем березки ленточками, поем вокруг них русские народные песни, кумимся, играем в русские  народные игры.
Знакомя  детей с музыкальным  фольклором и проводя повседневные  занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых, по мере усвоения включаю двухголосное пение. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края.
Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной  душа русского  народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые  народом игры, это  значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие  времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.
Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, любви к своей малой Родине, т.е. к Белгородчине.  А это значит, что фольклор  является незаменимым в музыкальном воспитании  дошкольника.
Дети, которые посещают фольклорную студию неоднократно являлись призерами и победителями таких конкурсов, как: «Губкинские  жемчужины», «Олимпиада искусств стран СНГ», «Хрустальные звездочки» в городе Белгород, где заняли первое место, и нас пригласили в город Москва на Гала-концерт победителей Всероссийского конкурса «Хрустальные звездочки». Эта поездка оставила у детей приятные незабываемые впечатления. Неоднократно выступали с концертами в Доме Ветеранов.
Выступления на «Большой сцене» вызывают у детей большой интерес, позволяют им наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывают состояние эмоционального комфорта, побуждают к дальнейшему освоению музыкального фольклора в жизни дошкольника. Увлеченность детей кружковой деятельностью делает коллектив более сплоченным, организованным, способствует развитию чувства коллективизма, коммуникабельности. Музыкальный фольклор воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре  русского народа в целом.    
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился  словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают  знакомые мелодии, движения их стали более раскованны, более выразительными, а это значит – развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома  ребята с удовольствием  поют и играют на детских музыкальных инструментах.
Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.

   
  Rambler's Top100