logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Роль информационно-дидактического материала в познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Автор: Купреева Людмила Николаевна, заместитель заведующего МБДОУ Детский сад компенсирующего вида N43, город Озёрск, Челябинской области.

Целью обновления содержания образования для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является достижение ими потенциально возможного уровня образованности и формирования компенсаторных способов с коррекцией отклонения для успешного обучения в школе.
Развитие психических процессов детей с нарушением зрительного анализатора зависит не просто от воспитания и обучения, а от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность, с использованием специальных методов и приёмов. Поэтому одной из главных проблем в развитии зрительного восприятия детей с такими нарушениями является проблема обогащения опыта ребёнка через различные виды деятельности. Одним из ведущих принципов обучения является принцип обучения наглядности учебного материала, который помогает формировать у детей системность психических образов предъявляемых объектов.
На основе данных тестирования по методике Л.В. Рудаковой дети дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют особенности зрительного восприятия:

  • в выделении формы и величины;
  • в определении месторасположения предметов в пространстве;
  • в обозначении сенсорных признаков предметов;
  • в овладении навыками ориентировки в пространстве.

У детей достаточно низкий уровень предметных представлений, нарушены процессы анализа и синтеза, недостаточно развито зрительное внимание. В связи с этим организация коррекционно-педагогического процесса строится таким образом, чтобы формирование предметной деятельности являлось основой обучения анализирующему восприятию и формированию материальных прототипов будущих идеальных перцептивных действий и развитию познавательной деятельности, и, в первую очередь, мышления. Для этого необходимо создание наглядно-действенных методик, которые бы позволили детям с нарушениями зрения комплексно овладеть способами и приёмами восприятия.
Познавательная и практическая деятельность детей должна быть организована на основе наглядных, информационных, дидактических наглядно-практических материалов. Принцип наглядности имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление дошкольника носит наглядно-образный характер.  К.Д. Ушинский, ссылаясь на особенности дошкольного возраста, писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету. Вы объясняете ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро».
Мы считаем, что на современном этапе, в период обновления содержания обучения необходимо использовать различные виды наглядности, начиная от информационной заканчивая более сложной – наглядно-схематической.

Использование информационно-дидактического материала в образовательном процессе

Основные блоки

Виды материала, пособий

Основные задачи

Использование материала, пособий в педпроцессе

Информационный

Энциклопедии, литература по познавательному развитию

Дать знания по теме, сформировать представления

Предварительная подготовка, непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность

Наглядный демонстрационный

Картины, репродукции, иллюстрации, предметы, диафильмы, видеозаписи

Сформировать представления, конкретизировать, закрепить

Непосредственно- образовательная деятельность,
Совместная деятельность

Дидактический

Дидактическая игра, перфокарты

Закрепить знания, представления, развивать умение оперировать понятиями, учить думать, мыслить, рассуждать. Развивать самостоятельность и активность мышления и речи детей

Непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность

Наглядно-схематический

Модели, схемы, таблицы, алгоритмы

Использовать полученные знания на практике. Способствовать познанию скрытых свойств, связей предметов и явлений посредством условных значков и символов. Учить переносить внешний экстериоризированный образ во внутренний мир

I блок, индивидуальные занятия

В качестве информационного материала используем энциклопедии, справочники, литературу по познавательному развитию. В ходе предварительной работы по подготовке к теме педагоги знакомят детей с различной информацией. Основная задача такого  материала, сформировать представления.

Работая с информационным материалом, педагоги имеют возможность творчески подойти к изготовлению пособий, перерабатывая его для дидактических заданий.
Сознательному усвоению знаний способствует применение наглядных средств обучения. Это могут быть картины, иллюстрации, пособия на фланелеграфе, миниширмах. С помощью наглядного демонстрационного материала дети обогащают свой зрительный опыт, учатся размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
В практике работы мы используем наглядные демонстрационные пособия как материального, так и материализованного вида, то есть идём от реального изображения предмета к его модельному замещению. Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется знаковое, понятийное мышление, наряду с ним сохраняются и другие формы: наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-схематическое.
Таким образом, пособия, отражающие реальные образы помогают ребёнку правильно сформировать представления, проверить их, экспериментировать с ними. К примеру, пособие «Мягкая книжка» позволяет размещать различные карточки, картинки с изображением различных предметов, в зависимости от темы. Содержание её можно менять, преобразовывать. Ценность её в том, что она привлекательна. У ребёнка возникает желание взять её рассмотреть.
Наглядный материал можно располагать и в мини-ширмах.

рисунок

Он удобен в обращении, на близком расстоянии дети имеют возможность всё детально рассмотреть, при составлении рассказа, загадки опереться на реальное изображение.
В работе с детьми важно не просто дать знания, формировать представления, гораздо важнее научиться оперировать ими. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы при решении познавательных задач ребёнок учился думать, анализировать, синтезировать, наблюдать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения, выводы. В этом помогает разнообразный дидактический материал, в том числе игры. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. В чём преимущество такого материала? Он позволяет, в достаточно короткий срок, фронтально отследить правильно ли дети справились с обучающей задачей, владеет ли ребёнок умственными операциями, сможет ли успешно выполнять игровые действия, добиться результата. Покажем это на примере темы «Птицы».

 

1.Кто это? Какая это птица?

рисунок

2. Что  у неё есть? (2 ноги, 2 крыла, клюв, …)

рисунок

3. Почему у птицы такой формы клюв,
от чего зависит его строение?


4. Какой окраски оперение?


5. Почему у птицы такие ноги?
(строение ног, от чего оно зависит)


6. Особенности крыльев (короткие, размашистые)

Опираясь на алгоритм, ребёнок может составить загадку, рассказ.
На следующем этапе можно предложить детям выкладывание птиц из геометрических фигур на фланелеграфе, при этом ребёнок называет, какая из геометрических фигур соответствует той или иной части тела.
В дидактической игре «Найди птице дом» уже в названии заложена задача. Дети должны найти жилище птице, опираясь на названия, при этом, рассуждая, почему у всех птиц жилище разное, от чего это зависит.
Почти все пособия, используемые в педпроцессе многофункциональны. Наряду с задачами на развитие мышления решаются задачи коррекционного плана: на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и ориентировки. В дидактической игре «Четвёртый лишний», «Найди и обозначь», дети вычленяют предметы и обозначают их фишками.

В данной игре могут быть задания разные:

  • Что лишнее?
  • Найди и обозначь птицу с разноцветным оперением.
  • Чей клюв краше?
  • Найди птиц, смотрящих влево (вправо).

Некоторые пособия специфичны, направлены на коррекцию зрительного восприятия, на предаппаратную подготовку.
В качестве дидактического упражнения используем перфокарты, к примеру, «Обозначь зимующих птиц». В работе с перфокартами, помимо задач, направленных на развитие мышления, памяти, решаются и коррекционные задачи: на прослеживающую функцию глаза, ориентировку на листе бумаги (детям, имеющим нарушения зрения очень нелегко проводить линии слева направо и одновременно следить взором за направлением). Работая с перфокартой, ребёнок получает возможность действовать самостоятельно, многократно повторять практические операции с различным типом умственных и практических усилий.
На занятии по развитию речи используем наглядно-схематический материал, это, как правило, модели, схемы, таблицы, алгоритмы. Таким образом, от реальных изображений переходим к условным обозначениям, к замещению. Например, для рассматривания картин и составления описательных рассказов разработаны алгоритмы. Алгоритмы – это серия последовательных, условно-схематических карточек, в основе которых лежит принцип замещения.
Например, для рассматривания картины по теме «Домашние звери» (средний возраст) мы используем следующий алгоритм.

1.Обвести карточку взором 

 

2. Что делает?

3. Что изображено на первом плане?


 

 

 

4. Кто главный герой?

5. Цвет, форма, величина объекта

Алгоритмы (карточки) едины для всего детского сада, усложняется лишь содержание от группы к группе.
Ещё Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, мы убеждаемся, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиться хороших результатов.
При обучении рассказыванию, используем в своей работе ещё один вид пособия, так называемое «иллюстративное панно».
В этом пособии тризовский приём по «рассматриванию» сюжета органично сочетается с иллюстративным материалом. Например, «Сказка о колобке на новый лад». Создавая сказку, дети свободны в выборе сюжета повествования: колобок может повстречать других зверей или различные предметы, явления. При этом идёт активная речевая работа, развивается творческое мышление, диалоги героев озвучиваются выразительно, эмоционально.
В качестве усложнения на отдельных занятиях по развитию речи можно заменить иллюстрации условными моделями. Например, сказка «Три поросёнка» очень удобна для рассказывания по моделям.
Опора  на различного рода информацонно-дидактический материал позволяет детям расширить свой сенсорный опыт, облегчить решение познавательных, речевых задач.

   
  Rambler's Top100