logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Система единого тематического планирования.

Автор: Шержукова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог, МБДОУ Детский сад компенсирующего вида N43 города Озёрска.

Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия, так как недостаточная его сформированность влияет на весь ход психофизического развития ребёнка.
У детей с нарушением зрения не сформирован тот богатый набор зрительных образов-представлений, который есть у нормальновидящих детей уже в дошкольном возрасте. Происходит нарушение первой ступени познания – нарушение ощущения, восприятия, представления, которое впоследствии влечёт за собой другие нарушения.
Для того чтобы восстановить эту цепочку познания, в нашем детском саду введена система единого тематического планирования, которая позволяет получить,  расширить, закрепить знания ребёнка о предметах и явлениях окружающей действительности во всех видах деятельности.
Единое тематическое планирование в каждом возрастном периоде позволяет структурировать программный материал таким образом, что на каждом этапе обучения содержание занятий и заданий соответствует возможностям ребенка, а на каждом последующем этапе обучения появляется возможность возвратиться к изученному материалу, уточнить  и расширить представления ребенка по конкретной теме.
При изучении каждой темы от младшей до подготовительной группы меняется ее количественное и качественное содержание, изучаемый материал подвергается дальнейшей дифференцировке, конкретизируется и систематизируется, выделяются общие и специфические качества воспринимаемых объектов, предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи.
Представляю вам систему работы по тематическому планированию на примере темы «Деревья».
На первом этапе планируется специально организованное наблюдение на участке детского сада, экскурсии в парк, сквер с целью познакомить детей с разнообразием деревьев кустарников, их отличительными особенностями. Рассматриваем, ощупываем, нюхаем каждое дерево, куст, пробуем съедобные плоды на вкус. Во время наблюдений мы не только учим детей анализировать строение объекта, но и формируем моторные чувства дошкольников, используя различные дидактические игры.
Наряду с наблюдениями мы планируем чтение художественной и научно-популярной литературы. Также проводим просмотр видеофильмов, прослушивание  аудиозаписей.
Знания, полученные в ходе этого этапа, расширяются с помощью специальных методов коррекционной работы, которую проводят тифлопедагоги. Тифлопедагог на подгрупповых и индивидуальных занятиях развивает зрительное восприятие и готовит детей к восприятию материала на общеобразовательных занятиях.
Начинается коррекционная работа с рассматривания и обследования муляжей деревьев и закрепления понятия «Дерево». Дерево – растение, которое растет много лет. У него есть корень, ствол, крона, ветки, листья, цветы, плоды. Далее знакомим с плоскостными изображениями деревьев. Начинаем с натуральных цветных изображений, затем переходим к стилизованным, но приближённым к натуральным изображениям.  Потом к цветным и чёрным силуэтным. И в последнюю очередь к контурным изображениям. Контурные изображения мы используем различного качества (контур бывает выложенный, выколотый, выдавленный).
 Таким образом, мы развиваем целостное восприятие дерева.
На коррекционных занятиях проводиться работа по развитию сенсорных эталонов.  Изучаем части деревьев: корень, ствол, крону, ветки, листья, цветы, плоды. Определяем цвет каждой части, её форму, величину, развивая при этом пространственное восприятие.

В процессе обследования стараемся задействовать все анализаторы:
слуховой - слушаем шелест листьев;
осязательный - ощупываем качество поверхности;
обонятельный - нюхаем листья, веточки.
Кроме этого проводим дидактические игры, которые готовят ребёнка к лечению на аппаратах. Это и обводка внешних и  внутренних трафаретов, работа с калькой, обводка по точкам, дорисовка изображений и т.д..
Такая кропотливая коррекционная работа проводиться со всеми детьми Особое внимание уделяется тем детям, которые недостаточно усвоили материал по данным диагностического обследования.
Когда дети так тщательно и подробно познакомились с отдельными предметами, скорректировали процесс зрительного восприятия и представления мы переходим на познавательных занятиях к развитию других мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления.
Формируем понятия путем развития мыслительных операций анализа и синтеза, используя приёмы группировки, классификации, сравнения.
Деревья, кусты, цветы, трава – это растения.
Затем учим оперировать этими понятиями. Если деревья, кустарники-растения, значит, для жизнедеятельности им нужны влага, тепло, солнечный свет и т. д.
Организуем опыты, экспериментирование, моделирование.
Далее, мы планируем и проводим занятия по развитию речи по данной теме. Как известно, речь является средством организации мышления. С помощью речи осуществляется оперирование представлениями и значениями, а также преобразование значений во внутренний план сознания. С опорой на речь происходит выстраивание системы моделей, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире.
На занятиях по развитию речи мы постоянно используем алгоритмы для формирования и закрепления процесса восприятия предметов и объектов.
Нами разработаны алгоритмы для рассматривания сюжетной картины, для рассказывания по сюжетной картине и специальные алгоритмы, например, для составления рассказа о деревьях.
Алгоритмы составлены с учетом возраста и задач развития речи.
После занятий познавательного цикла мы планируем занятия по продуктивным видам деятельности. Поскольку изобразительная деятельность в дошкольном возрасте, с одной стороны отражает особенности формирующихся у ребёнка представлений, их скудность или богатство, их качественные особенности (содержание мыслей, характер переживаний), а с другой стороны обеспечивает развитие у ребёнка способностей к воображению.
Эта система работы позволяет не только сохранить зрительное здоровье, но и сделать наших выпускников достаточно конкурентно способными при поступлении в школу.

   
  Rambler's Top100