logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Автор: Мелькаева Г. И., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида», Р. Мордовия   г. Ковылкино.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
                                                                       В. Сухомлинский

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой   природе.    Природа - наш общий дом и потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
И у меня возникло желание охранять природу от её варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален и нуждается в нашей заботе. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Экологическое образование и воспитание дошкольников - приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень и  началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Для решения задач экологического воспитания и   . развития я опиралась на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой,  "Мы" Н.Н. Кондратьевой. «Добро пожаловать в экологию! » О.А.Воронкевич,   «Секреты природы - это так интересно» Л.В. Ковинько. Цель моей работы это  - создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры. Задачи:
1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и
растениями.
2.Формирование знаний о живой и неживой природе.
3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
 4.Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Создание экологической развивающей среды - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:

  1. -неразрывную связь живого организма с внешней средой;
  2. -приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;
  3. -появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

•   -специфику живого организма, его отличие от предмета.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу, экологические игры,     беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению
экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, развитию мышления, анализу полученных результатов. Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).    Самые первые наблюдения можно проводить   с детьми в 2 - 3 года: за изменениями температуры - на улице тепло, холодно, жарко; за осадками - идет снег, дождь и т.д. Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра ив покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения - их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани.   Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Мы с детьми наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д. Учила детей видеть зависимость животных от человека, дети с удовольствием подкармливали птиц в зимнее время. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).   Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки - корешки", загадки о животных, на узнавание деревьев, кустарников, цветов.
Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, совершенствуется  речь. Многочисленны игры с песком - в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный - лепится, сухой - рассыпается. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, когда расчищали, дорожи от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я старалась использовать больше опытов. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Давая посильные поручения детям, я одновременно побуждаю их рассказать о проделанной работе. Радует, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, научились более четко формулировать свою мысль. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность.

Также я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина (Румяной зарею покрылся восток....» «Уж небо осенью дышало...»), Ф. Тютчева (« В небе тают облака»), А. Фета ( «Чудная картина»), Е Чарушин ( «Кошка» «Про Томку»), К. Ушинского ( «Васька», «Уточка», «Спор зверей»), Л. Толстого ( «У Вари был чиж», «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»), В Сутеева ( «Кто сказал мяу?»),*В. Бианки ( «Лесные домишки», «Синичкин календарь»), Н. Сладкова ( «Чижик», «Лесные тайнички») и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.   Очень важно донести до детей смысл произведения.
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, красоте, к созиданию и творчеству. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.    В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер,   умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываю трудолюбие и усидчивость. Создавая поделку, дети учатся планировать свою деятельность подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформление изделия.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «Наш дом - Земля». Летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!» Осенью - «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины, а чтобы родители стали активными помощниками   воспитателя, необходимо вовлечь их, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать родителей в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога. Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Дети наши должны быть милосердными. Старость - это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении - это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия. И такие совместные праздники как «День пожилого человека», «Моя любимая бабушка» помогают понять детям, что ему близко и дорого. Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за
сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.   Очень важно донести до детей смысл произведения.
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе, красоте, к созиданию и творчеству. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.    В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер,   умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываю трудолюбие и усидчивость. Создавая поделку, дети учатся планировать свою деятельность подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформление изделия.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «Наш дом - Земля». Летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!» Осенью - «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины, а чтобы родители стали активными помощниками   воспитателя, необходимо вовлечь их, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать родителей в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога. Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Дети наши должны быть милосердными. Старость - это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении - это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия. И такие совместные праздники как «День пожилого человека», «Моя любимая бабушка» помогают понять детям, что ему близко и дорого. Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания.   Дети полюбили   дежурить, с удовольствием ухаживали за растениями, видят их красоту. Многие дети, перестали  ломать ветки, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе. Узнали особенность   образа жизни птиц, круговорота воды в природе. Мои воспитанники  знают сезонные признаки и перемены, происходящие в неживой природе, что все части природы тесно связаны друг с другом.
Результативность работы по формированию элементарных экологических представлений.
По результатам диагностического исследования по формированию элементарных экологических представлений у детей    отмечена положительная динамика развития знаний, умений и навыков.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается.   Но я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: 
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души!

 

 

   
  Rambler's Top100