logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Из опыта организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению основам театру танца через студию «В свете софитов»

Автор: Барщик Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, МДОУ «Детский сад «Огонек», г.Надым.

Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества – личность, развитую всесторонне и гармонично. Так я понимаю долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье и в детском саду, и, конечно, художественное воспитание ребёнка.
  Приобщать маленького человека к миру танца и театра, учить ребёнка отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта, - задача чрезвычайно важная и столь же сложная.
    Детский Театр танца – это особый вид детского хореографического творчества. В нём танец не дивертисмент, он наполнен содержанием и образностью. В каждой хореографической миниатюре танцевальная лексика, музыка, костюм, художественное и световое оформление объединяются единым творческим замыслом педагога и работают на раскрытие сюжета или образа. Детский театр танца – это ещё и особая художественно-эстетическая среда с атмосферой любви к общему делу, которая воспитывает в детях культуру общения, чувство ответственности, дружбы и товарищества. Коллективная форма учебных занятий, концертные номера, в которых режиссёрский замысел объединяет в работе младших и старших детей, дают возможность продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочённости коллектива, налаживать добрые и уважительные отношения между детьми, ощущать взаимовыручку и поддержку друзей. Культура общения детей на занятиях постепенно становится нормой их поведения и за пределами детского сада.
     Главная цель – сделать жизнь ребёнка яркой и интересной, открыть ему удивительный мир танца, в котором танец рассматривается не как набор разнообразных движений тела, а как потребность души наглядно выражать такие высокие понятия как красота, доброта, чистота, искренность, через радость творчества привить воспитанникам любовь к танцу.
    Результативность работы в этом виде творчества во многом зависит от того, насколько внимательно, объективно, требовательно и тактично подойдём к подбору детей на тот или иной хореографический спектакль. Искусство танца воздушное, такое, казалось бы, лёгкое, реющее над землёй и зовущее ввысь, - но это искусство связанное с тяжёлым физическим трудам. Поэтому ребёнок должен быть физически здоров, трудоспособен и даже вынослив. В противном случае занятия танцами могут нанести ребёнку физический вред и моральную травму. Конечно, не с детьми мы разговариваем на эти темы, а с родителями, в исключительных случаях, объясняя им, что надо найти другой, доступный ребёнку род занятий. Второй критерий – «испытание на музыкальность». Это качество очень важное. Ведь бывает, что у ребёнка совершенно нормальный слух, а музыку он слышать не умеет. А бывает исключительная музыкальность, свойственная даже малышам, едва ставшим на ноги. Ребёнку говоришь: «Танцуй сам, танцуй так, как подсказывает тебе музыка, как ты сам чувствуешь её». По реакции ребёнка уже можно составить довольно точное представление относительно его музыкальности.
    И наконец, третья стадия просмотра – выяснение таких свойств, как фантазия и выразительность. Оба качества также важны для дальнейшей работы. Дети обычно очень восприимчивы к этюдам с воображаемыми предметами. И, как правило, они легко подхватывают условия игры. Дети с удовольствием разыгрывают этюды с «участием» животных. Они начинают улыбаться и радоваться, когда предлагаешь им поманить кошечку или погладить собачку Ребёнок осваивается с мыслью, что собачку он должен вообразить себе и показать нам, как он будет вести себя с четвероногим другом. Итак, три элемента – физическое здоровье, музыкальность и выразительность – помогают выявить способных детей, а ребёнку – быть успешным в этой области их творчества.   
   Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский подчеркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приемов… Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь сознательно развивающийся перед зрителем рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего». Становится ясным, что танцу изначально присущ образный, сюжетный характер. Театр танца имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Это и позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка, бессловесных пояснений. В целостной композиции танца в качестве выразительной лексики используются как специфические танцевальные, так и актерскую игру и действия. Оба вида движений имеют общую первооснову – реальные жизненные движения.
   Например, такое плясовое движение, как притоп, имеет свой «прообраз» в бытовой  пластике. Бывает, человек, настаивая на своем, для большей убедительности ногой топнет: «Нет, будет по-моему!» а как часто капризные дети пытаются добиться желаемого, воздействуя на взрослых испытанным приемом: громко плача,  топают ногами.
Внешняя форма ударов ногами об пол в пляске видоизменяется. Притопы могут многократно повторяться с  каким-либо ритмическим рисунком, дополняться другими плясовыми элементами и прочее.
   Итак, мы коротко рассмотрели некоторые определяющие свойства театра танца в целом, которые могут быть характерны для разных форм танца, как сложных, так и простых. Очевидно, и детскому танцу могут быть присущи: образность с элементами драматургии, воплощенными в сюжете, взаимоотношениях разнохарактерных персонажей. Эти свойства в наиболее полной мере встречаются в детском сюжетном танце. В танце становление творческих способностей у детей может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием деятельности музыки, движения и игры (драматургии)- трех характеристик танца, каждая их которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
В процессе обучения в качестве основных используются несколько методов.  Выразительный показ движений, танцевальных композиций педагогом задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представлять какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии, воображения. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и  на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных  выразительных танцевальных средств.

Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различие в выполнении.
На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую актерскую ситуацию, построенную на взаимодействии партнеров. Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог (или кукла в руках педагога).
Впоследствии изучаемое движение включается в небольшую композицию этюда или танца на новом музыкальном материале. Эта композиция имеет, как правило, сюжетную основу, а изучаемое движение в ней может  быть усложнено или по-новому сочетаться с другими движениями.
Словесный анализ движения, выявления зависимости его выразительности от способа выполнения, помогает детям осознанно овладеть языком движений.
Необходимо побуждать детей не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Этому способствует так же включение движения в игровое взаимодействие с партнером: использование движения в качестве средства живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей.
На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом  как самостоятельные пробы.
Подобные импровизации могут вводиться в сюжетный танец в качестве «свободных», творческих фрагментов, передающих  определенное   эмоциональное состояние.
   И вот дети готовы к танцевальной постановке. Театр танца - это последовательность событий , происходящих в определенной ситуации. Под этим подразумевается не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развития характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, дающий импульс к развертыванию драматического действия. Породить такой конфликт может столкновение разнохарактерных персонажей, их несовпадающих и даже противоположных интересов, побуждении, стремлении.
   Следовательно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, необходимо, по крайней мере, два условия:
- с одной стороны, дети должны владеть приемами актерского взаимодействия;
- с другой стороны, они должны уметь перевоплощаться в образ того или иного персонажа.  Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить детей специально.
   Первоначальное обучение детей приемам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. В методике работы с разными этюдами есть некоторые общие моменты. Знакомство с любым из них начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить,  про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т.п. На основании такой короткой беседы педагога с детьми составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж.
   Первая попытка исполнения этюда, как правило, предоставляется детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа. После этого хореограф начинает направлять этот поиск, используя различные методы: наводящие вопросы о характере и обстоятельствах действия персонажа; объяснение особенности его пластики  ( в крайних случаях, когда не помогают другие методы)  прямой показ движения или отдельных его фрагментов. На завершающем этапе работы над этюдом дети стараются исполнить его выразительно, по очереди «выступая» друг перед другом.
Например, так создавался танец «Цыплята». Музыка к танцу была специально написана (автор Пушкарюк А.Д.- музыкант и концертмейстер Надымской гимназии) по сюжету, сочиненному в сотворчестве педагога с детьми.  Теперь музыка «подсказывает» использовать при воплощении образа особый шаг с подъемом колен. Используя этот шаг, дети склоняют корпус вперед, ссутулив спину, опустив голову, приподняв плечи - это ошибка. Следует подсказать, показать детям, что при наклоненном вперед корпусе, плечи должны быть опущены вперед, голова в прямом положении (взгляд прямо перед собой), руки изображают маленькие, неуклюжие крылышки. Исполнение «копание и клевание червячков» тоже требует определенного выразительного навыка. Особое внимание нужно уделять образному взаимоотношению партнеров друг с другом. В эпизодах «удивление», «любопытство», «рождение», «знакомство» и т.д. важно также обратить внимание детей на изменения в выразительной мимике, которая должна передавать смену настроения персонажей (в соответствии с изменениями в музыке). Каждый эпизод танца разбирается по отдельности, потом соединяется воедино.
В этом танце задача на образное перевоплощение – более сложное. При создании танца, детям дается  задание «поплясать» в образе «цыплят», т.е. исполнить плясовую импровизацию с характерными особенностями пластики. Удачные находки берутся в танец. Дети с гордостью отмечают: «Это мое движение!».
Если в танце несколько персонажей, то учат эпизоды с каждым отдельно. Когда все образы в основном проработаны, нужно свести эти эпизоды танца. Особое внимание здесь уделяется  закреплению мизансцен, совершенствованию музыкальности и скоординированности движений детей, отработке выразительности исполнения или отдельных «ролей» и всего танца. При этом надо объяснить детям, что исполнение танца - коллективное дело, и успех выступления зависит от общих усилий  и стараний каждого в отдельности.
Важно соблюдать детьми простейшее правило поведения на сцене. Одно из них заключается в том, что «артист» даже после окончания своего сольного выступления, находясь на виду у зрителей, должен «оставаться в образе»  и этим помогать выступлению своих товарищей. Такое объяснение помогает устранить некоторые грубые ошибки в «сценическом поведении» детей (стоя в полукруге, на подтанцовках - почесывание, поворачивание спиной к зрителям, перешептывание во время исполнения сольных партий другими детьми и т.п.).
На учебных занятиях воплощение того или иного образа предлагается всем детям (вместе или поочередно) с тем, чтобы каждый ребенок мог попробовать выразить разные характеры. «Зрители » (под руководством педагога) оценивают выступление, то есть проводится словесный анализ выразительности, оригинальности исполнения. В результате выявляются лучшие «артисты» - претенденты ту или иную роль. В то же время отбираются наиболее интересные варианты движений и их сочетаний, комбинаций для включения в композицию танца.
   Какова позиция педагога в процессе развития детского творчества? Пока ребёнок не вполне готов, недостаточно инициативен для самостоятельного решения творческих заданий, педагог помогает ему, направляет его. Это выражается в разъяснениях, вопросах, показе движений,  чтобы побудить его задуматься над решением, сравнить между собой предложенные варианты выбрать один из них. Самостоятельный выбор варианта решения становится преддверием творчества (а возможно, и закладывает первые «кирпичики» творческого опыта). В этот период педагог «ведет ребенка за собой».
   Но наступает момент, когда детская фантазия, подкрепленная опытам обучения, начинает заявлять о себе. И тогда, приходится удивляться оригинальности детских «решений», которые оказываются не менее, а порой, и более удачными и органичными, чем «заготовки» педагога. В такие моменты педагог «идет за детьми» и даже – в определенном смысле – может поучиться у них творчеству. И тут очень важно «не отстать, не оторваться» от ребят, чтобы не тормозить работу детской фантазии. Потому что у взрослого может появиться искушение вернуть детей к собственному, ожидаемому варианту решения, так как оно кажется ему «более правильным».  Важно  помнить, в подобном случае, что творческое задание в театре танца – это «открытая актерская задача», и здесь возможен достаточно широкий спектр танцевальных и актерских решений при условии их соответствия образу и его музыкальным характеристикам. 
   На занятиях всегда доброжелательная обстановка. Детей радует искренний  и чуткий интерес к малейшим их находкам, к их успехам, поддержка и поощрение их самостоятельности; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление творчества.

Список использованной литературы:

  1. К. Я. Гайлезовский  «Образы русской народной хореографии»
  2. Э. А. Королева «Ранние формы танца»
  3. Ф. В. Лопухов  «Хореографические откровенности»
  4. С. В. Смирнов  «Искусство балетмейстера»
   
  Rambler's Top100