logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Методика организации и проведения интегрированной НОД»

Мастер – класс для музыкальных руководителей города и района.

Автор: Демина Галина Дмитриевна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад N 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область.

Чтобы ребенок вырос  добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.
Неиссякаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.
И мы в своем детском саду стараемся использовать современные методы обучения – это интегрированный вид занятий, праздников. Интегрированные занятия развивают творческий потенциал самих воспитателей, педагогов и побуждают к активному познанию окружающей действительности. Форма проведения нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течении занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Приоритет в работе отдается игровым  методам обучения, поддерживается постоянный интерес к занятиям, стимулируется познавательная активность детей. Эти занятия проводятся в комплексе: музыка и аппликация, музыка и рисование, музыка и английский язык, музыка и  логопедические занятия, музыка и экология, музыка и физическая культура, музыка и плавание, музыка  и театр-ритмика.
Создается определенное настроение – сопереживание. Ставится проблема, и она успешно решается. Своими руками дети создают поделки – все зависит от образного мышления. Используются различные методы, включая коробочки, листики, фантики, бисероплетение, ниткография, пластилинография, аппликация, рисование и другое. Создавая поделки  своими руками вместе с детьми мы не только наслаждаемся готовым изделием, прекрасным времяпровождением с детьми, но и отлично отдыхаем.
Так, например, в ясельной группе делаем в подарок маме к 8 марта – ладошки – самый первый и незабываемый подарок для мамы. Ладошку ребенка прикладываем на листок бумаги и обводим фломастером, вот и все, а сколько радости, мамы в восторге от такого подарка.
В младшей группе делаем солнышко, ёлочку, бабочку из ладошек, грибочек.
В средней группе мы используем кленовые листочки, аппликацию матрешки, елочки, обязательно пасхальное яичко – рисование, аппликация.
Знакомлю детей с народными промыслами – Дымковской игрушкой. На занятия в Дымковской слободе, при встрече с бабушкой Музеихой дети знакомятся с элементами дымковской росписи, поют частушки, танцуют танец с удалым индюком, катаются на карусели. На тематическом занятии «В гости к нам пришли матрешки» знакомлю детей с русской народной игрушкой матрешкой, читаем стихи, поем песни от матрешке, танцуем танец, а на комплексном занятии – дети уже сами делают аппликацию матрешки, танцуют, поют, играют в игры.
Со старшими  дошкольниками продолжаю знакомиться с народными промыслами – Дымковской игрушкой, Хохломской росписью, Городецкой росписью. Так на празднике «За пером  Жар-птицы» мы плывем  на настоящей ладье, встречаемся с мастером Семёном, который рассказывает, как делается посуда хохломская, дети  встречаются со скоморохами на ярмарке, катаются на карусели, делаем аппликацию перьев жар – птицы и получаем их в подарок. Музыкой воспитывается культура общения, чувство ритма. Даже сочинила попевку на хохломскую роспись
Что такое хохлома? Это листик ягодка!
Роспись ягод – хохлома. Золотая хохлома.
А на интегрированном занятии «Помогай другу везде – в радости и в беде» дети попадают в сказку, находят перо Жар – птицы, по которому узнают, что с ней приключилась беда.
Встречаются с ежиком – выполняют логопедические задания, встречаются с сорокой, которую заколдовал Змей Горыныч, дети находят живую воду, дают напиться сороке, она указывает дорогу к Бабе Яге, Баба Яга испытывает детей и дарит клубочек, который приводит в «логово Змея». Дети сражаются со змеем и помогают Жар – птице сделать перья, которые дети делают аппликацией здесь же и прикрепляют на картинку.
Воспитывается добро, помощь ближнему, развивается мелкая моторика, дружба, чувство локтя.
Выполняются ритмические движения: прямой галоп, шаг с  притопом, приставной шаг и т.д. Развивается чувство ритма.
Так в городе мастеров налетел на гору злой ветер и разбросал в разные стороны краски – срочно нужна помощь. Об этом дети узнали по телевизору, который находится в телецентре – методическом кабинете. Дети приходят на помощь изготавливают аппликацией Городецкой росписью ведра с коромыслом, балалайку, доски расписные, лошадку. Все работы прикрепляем на центральной стене, и начинается веселье,  и частушки о Городецкой росписи, и танцы и русские народные песни. Также воспитывается духовно-нравственное  отношение дошкольников, которое является неотъемлемой частью музыкального воспитания, развиваются знания и любовь к прикладному искусству, мелкая моторика.
Детям очень нравятся занятия, на которые приходят гости игрушки или взрослые. Так, осенью частый гость у нас, Тит, который огород сторожит. Пугало огородное.
Также на занятия ставится «проблема» - ливень залил все дороги, Пугало лежит в луже и ждет помощи – мы его спасаем, делаем аппликацией пугало и плетень.
I этап. Нарисовала крестовика с головой вот так!

фото

II этап. Дети коллективно закрепляют шляпу, рубаху, заплатки, платочек и плетень.

фото

Пугало оживает и веселится с детьми. Воспитывается чувство взаимопомощи. В игре «Чучело» - развивается чувство ритма, когда поем русские народные песни – воспитываем любовь к русскому народному творчеству.
Пасхальная тематика обязательно присутствует в интегрированных занятиях – это и аппликация пасхального яичка, и рисование красками, карандашами.  Дети слушают духовную музыку, соприкасаются со святым колокольным звоном, встречая Великую Пасху, поют русские народные песни, играют в Русские народные игры, где также воспитывается любовь к Родине, чтятся традиции русского народа, воспитывается  духовность,  нравственные качества.

Постоянно в подготовительной к школе группе делаю с детьми куклу-закрутку. Эта кукла является оберегом. Делаем куклу в два этапа:

  1. В начале нужно сделать туловище, взять сукно или плотную шерстяную ткань, свернуть ее, сделать туловище, и завязать нитками, отделив туловище и голову.
  2. Взять белую ткань 20х20 см и повязать на голову кукле, закрепить голову и из этой же ткани сделать рукава сорочки. Затем нужно одеть юбку или сарафан с фартушком и повязать платочек или шаль. Здесь развивается мелкая моторика и прививается любовь к русскому народному творчеству.
фото

Очень детям нравятся занятия по сказкам. Дети узнают добрых сказочных героев, злых сказочных героев. Рисуем сказку, где добро всегда побеждает зло. Интересно прошло занятие «Кто такая Баба Яга» - дети слушали  отрывок из произведения А. Лядова «Баба Яга» играли с ней в русские народные игры. Бабу Ягу мы слепили из пластилина, одели ей косынку, посадили в ступу (киндер-сюрприз), а Баба Яга себя нахваливала и детей, что сделали  ей такой подарок.  Воспитываются добрые качества, музыкальная память, мышление, дружба.
Часто на музыкальных занятиях использую игрушки – самоделки. Это и шуршалки из орешек – фисташек, привязанных на ниточке к деревянной ложке, и шумелки – баночки различной величины, наполненные горохом, пшеном, гречкой.
Я плету макраме, и остались от вязания металлические кольца, вот их-то применила в изготовлении кольца с ключами, трещоток из пуговиц, пробок металлических, пластмассовых пробок, деревянных пластинок. На леску нанизывается определенное количество пуговиц, пробок и т.д., завязываются с двух сторон кольца. А кольцо оклеивается самоклеющейся лентой. Шум ветра и дождя, шорох листьев, звон бубенцов можно услышать сыграв на рамке, в которую встроены сосульки из хрустальной люстры, ключей, пластинок металлофона и сито с ключами.
Делается это так: вырезается деревянная рамка 20х30 см, сверлятся дырочки для закрепления лески, нанизываются ключи, металлические пластинки, крышки из фломастеров, обломанные пластинки с металлофонов. Дети знакомятся с музыкальной грамотой, развивают чувство ритма, такта.
Я предложила коллегам взять инструменты-самоделки, и сыграть под русскую народную музыку «Русская зима» - звон бубенцов, колокольчиков. Это было вот так.

фото

Красива и интересна работа ниткографией. Это и сердечки к 8 марта, и зверюшки и солнышко и ёлочки.
А делается это несложно. На картоне рисуется силуэт сердца, ёлки и т.д. вырезаются и наклеиваются белым клеем мелко нарезанные нитки.  Так на нашем мастер-классе пролетела Снежная королева и заморозила все ёлки и снеговиков, и снежинок, и зверюшек. Вот я и предложила коллегам сделать ёлочку ниткографией, вот как у нас получилось. Эту елочку сделали Алла Андреевна, Светлана Николаевна.

фото

Другая работа предложенная коллегам была ёлочка из  ладошек. Легко и просто. Ладонь обводится карандашом и готовые заготовки приклеиваются в виде ёлочки, вот так сделали ёлочку Антонина Станиславовна и Наталья Михайловна.

фото

Пластилинография – еще один вид интегрированного занятия, который любят и дети и взрослые.
На святках мы делаем варежку, валенок пластилинографией. Детям рассказывают о празднике крещения Господня, слушают колокольный звон, и к ним заходит старуха - завидуха. Дети рассказывают что завидовать нельзя, она сердится, злится. Побрызгали ее святой водичкой, дали попить Крещенской водицы и старуха преобразилась, стала доброй и имя свое вспомнила, дети ей и спели и сплясали, и поиграли в русские народные игры, а в подарок бабушка хотела подарить варежки, да они все оказались белыми.
Вот здесь мы и предлагаем сделать красивую варежку. Дети берут пластилин, равномерно наносят на картон, а затем украшают варежку бисером, бусами, пуговицами, пайетками.
Когда изучаем песни о ёлке, зиме, Рождестве к месту будет также сделать елку пластилинографией. Вот какую   красивую ёлку сделали музыкальные руководители Нина Яковлевна и Надежда Владимировна  под песню «Рождество» муз. Тарталова.

фото

Развивается творчество, фантазия. Развивается мелкая моторика , духовно-нравственные качества дошкольников.
Используя в своей практике интегрированные занятия, я считаю, что в процессе таких занятий решаются разные задачи, в том числе и духовно-нравственное воспитание, и дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. На занятиях соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. Если вас заинтересовало это дело, то следует обратить внимание, что воплощая в реальность самые смелые идеи, у вас получатся прекрасные поделки, нужно только захотеть. Хотелось бы обратить внимание на важность обучения аппликации рисованием, конструированием, изготовлением всевозможных поделок актуален для всех возрастов, но особенно, маленьким детям, которые  ощущают мир через прекрасное. И всему  этому помогает музыка.
Поэтому, фантазируйте, творите и пусть ваша музыка и поделки не просто дарят  хорошее настроение, но и принесут счастье.

   
  Rambler's Top100