logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

План работы по преемственности «Детский сад и школа»

Автор: Мамедова Елена Владимировна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад N26 «Ивушка», Приморский край, г.о. Спасск-Дальний.

Л.С.Выготский в своих работах обращал внимание на то, что раздел между дошкольным и школьным детством приходиться на возраст семи лет. Сокращение срока дошкольной жизни человека отрицательно скажется не только на состоянии его здоровья, но и на развитии ценностных личностных качеств.
По моему мнению, возникла острая необходимость создания таких организационно-педагогических условий в учреждениях образования России, которые позволили бы укрепить здоровье детей, обеспечивая при этом высокий уровень развития.
Детский сад является первой ступенью государственной системы образования. Всем известно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Доступность для детей новых форм организации их жизни в детском саду, школе и семье зависит от позиции взрослого и его стиля общения с ними.
Данное направление отражается в ФГОС дошкольного образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы  осуществляется по трем основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Задачи:
1.  Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе.
 2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
 3.  Развитие ведущей деятельности каждого периода детства:
-игровой – в дошкольном;
 -учебной – в младшем школьном возрасте.
   Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка,  безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
 Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
 1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях. Образовательно-воспитательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей). Способствует развитию у ребенка следующих качеств: креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.
2. Координация программ дошкольного и начального общего  образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с  ФГОС;
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
4. Повышение родительской компетентности в  развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
  6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
 Средствами обеспечения преемственности являются педа­гогические технологии непрерывного (дошкольного-начально­го общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе спе­цифичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происхо­дит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени обра­зования к последующей возможно только при соблюдении не­прерывности всех ступеней образования.


План работы
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 

N

Содержание работы

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей

Дети подготовительной группы

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Май 

Аналитическая справка

2

Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы

Дети подготовительной группы

Воспитатели подготовительных групп

Май

Аналитическая справка

3

Анкетирование родителей «Оценка  удовлетворенности качеством работы педагогов ДОУ»

Родители

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

4

Мониторинг педагогов «Самооценка качества работы в 2012-2013учебном году»

Воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

Методическая работа

 

Изучение материалов ФГОС: программ начального образования «Школа 2100», «Школа России»

Воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

 

Подбор методических пособий, демонстрационного материала, соответствующего ФГОС

Старший воспитатель
Воспитатели групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Программы, наличие пособий, демонстрационного материала

 

Разработка критериев проведения НОД   на основе системно-деятельностного подхода

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Критерии

Наглядно-информационная агитация

 

Информация на сайте школы  «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й класс, правила приема, образовательные программы, учебный план)

Администрация школы

Завуч школы

октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности

 

Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций)

воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов,

Старший воспитатель, Завуч школы

октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности и профессиональной компетентности педагогов

Работа с детьми

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1.

Мониторинг промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программ дошкольного образования
  «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы

Дети подготовительной группы

Воспитатели подготовительных групп

Сентябрь

Аналитическая справка

2.

Индивидуальная  диагностика за первоклассниками, которые проходят адаптацию

Первоклассники, бывшие воспитанники детского сада

учитель

Октябрь-ноябрь

Аналитическая справка

Работа с педагогами

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

 

Анкетирование
«Готовность педагогов к реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ»

Воспитатели, специалисты

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Работа с родителями

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование
«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Родители

Старший воспитатель

Сентябрь

Аналитическая справка

2

Анкетирование
«Насколько вы готовы быть родителем школьника?»

Родители

Старший воспитатель

Сентябрь

Аналитическая справка

3

Проведение коррекционной работы с проблемными семьями (выделение семей группы риска, выделение индивидуальных проблем семьи, индивидуальная работа с семьями, организация совместных мероприятий родителей, детей, педагогов). Помощь в организации развивающей среды.

Воспитатели, родители, дети подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

В течение года

Акт обследования развивающей среды. Ведение тетрадей «Мониторинг причин пропусков детей» группы

2 этап - ОСНОВНОЙ

Работа с детьми

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Праздник «1 сентября – День знаний!» в школе

Дети подготовительных групп

Старший воспитатель

сентябрь

Сайт детского сада, школы

2

Беседы на тему: «Школа – это интересно»

дети старших и подготовительных к школе групп, а также бывшие выпускники детского сада, воспитатели

Воспитатели подготовительных групп

сентябрь-декабрь

Фотовыставка, обмен опытом

3

Экскурсии по школе.
Знакомство со школой (классы, библиотека), общение с первоклассниками.

Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель
Учителя начальных классов

Ноябрь

Развитие школьной мотивации

4

Экскурсии в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекарь)

Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных, учителя начальных классов

Январь

Фотовыставка

5

Выставка детских работ

Дети подготовительных групп и ученики первого класса;
воспитатели подготовительных групп и учителя начальных классов

Воспитатели подготовительных групп
Учителя начальных классов

Март

Трансляция достижений детей

6

Совместные спортивные состязания (спартакиада, игра «Зарничка» и т.д.)

Дети подготовительных групп и ученики первого класса

Воспитатели и учителя начальных классов

Апрель

Трансляция достижений детей

7

Экскурсии в городской музей

Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

Апрель

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Работа с педагогами

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Совещание
«Организация совместной работы на основе скоординированных развивающих программ»

Старший воспитатель, руководитель школьного МО начальной школы

Старший воспитатель, Завуч школы

Сентябрь

План работы по реализации преемственности дошкольного и начального звена в МБОУ СОШ N5
на 2013-2014 учебный год

2

Семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС»

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

3

Педагогическое совещание
«Преобразование образовательного процесса в соответствии с ФГОС  дошкольного образования и новыми СанПиН»

Воспитатели подготовительных групп,

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

4

Круглый стол
«Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе»

Воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

5

Совещание
«Результаты тестирования у первоклассников»

Старший воспитатель, завуч школы

Завуч школы

Октябрь

Корректировка программ и методики подготовки будущих первоклассников

6

Консультация для воспитателей детского сада
«Развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста, как основы развития познавательных способностей»

Воспитатели подготовительных групп, учителя начальной школы

Старший воспитатель

Октябрь

Выстраивание преемственности в содержании подходов, форм, методов и технологий обучения и воспитания

7

Педагогическая гостиная
1.Психолого-педагогические основания конструирования модели образовательного процесса
2. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Приемлемые для детей дошкольного возраста виды деятельности в соответствии с ФГОС к структуре ООП дошкольного образования.
3.Особенности организации НОД в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
4.Значение временного дозирования детских видов деятельности и конкретных форм работы.

Воспитатели групп

Старший воспитатель. Педагог-психолог

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

8

Круглый стол
 «Будущий первоклассник – какой он?»
 (портрет первоклассника в системе ФГОС)

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов

Старший воспитатель

Декабрь

Работа  педагогов с ФГОС

9

Школа педагогического мастерства
«Формирование навыков здорового образа жизни у детей»

Старший воспитатель, воспитатели групп, Завуч школы, учителя начальных классов

Старший воспитатель, старшая медицинская сестра

Декабрь

Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступенях обучения

10

Круглый стол
«Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации ФГОС»

Старший воспитатель, воспитатели

Старший воспитатель

Декабрь

Методические рекомендации

11

Посещение  уроков в первых классах школы воспитателями подготовительных групп

Первоклассники, учителя начальных классов, воспитатели

Завуч школы

Январь

Обмен опытом

12

Педагогическая гостиная
1.Проблемы готовности дошкольников к школьному обучению.
2.Диагностика школьной готовности.
3.Компоненты готовности к учебной деятельности.

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, специалисты

Старший воспитатель

Январь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

14

Семинар
«От модели выпускника ДОУ
 к модели выпускника НОШ»

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Февраль

Повышение профессиональной компетентности педагогов

15

Круглый стол
«Игровые технологии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Педагоги ДОУ и начального звена

Старший воспитатель, Завуч школы

Февраль

Реализация преемственности

16

Семинар
«Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования »

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Февраль

Методические рекомендации

17

Семинар
«Интеграция игровой и учебной деятельности как условие формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников»

Воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов

Старший воспитатель, Завуч школы

Март

Трансляция опыта работы

18

День открытых дверей в школе «Совместные мероприятия первоклассников и воспитанников ДОУ»

Старший воспитатель, завуч школы, учителя начальных классов, первоклассники, воспитатели подготовительных групп, дети подготовительных групп

Старший воспитатель, Завуч школы

Март

Создание условий для благоприятной адаптации будущего первоклассника к школьной жизни

Работа с родителями

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

 

1

Родительское собрание
«Роль семьи в подготовке ребенка к школе»

Родители, старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Избежание провоцирования родителями искусственной акселерации

 

2

Родительское собрание
«Организационное собрание для родителей будущих первоклассников»

Родители, педагоги начального звена  школы и ДОУ

Старший воспитатель, Завуч школы

Январь

Получение родителями информации о школе

 

3

Консультация для родителей
 «Как развивать предпосылки универсальных учебных действий в семье»

Родители

Педагоги ДОУ

Январь

Повышение родительской компетентности, методические рекомендации

 

4

Круглый стол
«Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?»

Родители

Старший воспитатель, Завуч школы

Февраль

Адаптация родителей к новому социальному статусу

 

5

День открытых дверей
«Выпускник детского сада – успешный первоклассник»

Родители

Старший воспитатель, Завуч школы

Март

Трансляция достижений детей

 

6

Конкурс детских рисунков
«Я – будущий ученик»

Родители, дети подготовительных групп, воспитатели

Воспитатели подготовительных групп

Апрель

Трансляция достижений детей совместно с родителями

 

7

Открытые просмотры НОД
«Развитие интегративного качества «Любознательный, активный» в рамках перехода к ФГТ»

Родители, воспитатели подготовительных групп,
дети подготовительных групп

Старший воспитатель

Апрель

Повышение родительской компетентности, профессиональной компетентности педагогов

 

8

Выпускной бал
«До свиданья, детский сад!»

Родители, дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Май

Трансляция достижений детей

 

9

Консультации для родителей будущих первоклассников. Индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников группы «риска» по психологическому развитию

Родители, дети подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

В течение года

Помощь родителям в подготовке ребенка к школе

 

Работа в социуме

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Досуги,
-тематические недели

Дети подготовительных групп и начального звена, воспитатели подготовительных групп и педагоги начальных классов, родители

Старший воспитатель, Завуч школы

В течение года

Аналитическая справка, фотовыставка

2

Методическое объединение «Преемственность в формировании предпосылок универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию в условиях требования ФГОС»

Ст. воспитатель, воспитатели подготовительных групп

школа

Апрель

Трансляция передового опыта, методические рекомендации

3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

N

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей

Дети подготовительной группы

Ст. воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели подготовительных групп

Март

Аналитическая справка

2

Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы

Дети подготовительной группы

Воспитатели подготовительных групп

Апрель

Отчет, сводная таблица

3

Мониторинг родителей «Оценка  удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования»

Родители

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

4

Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования»

Воспитатели подготовительных групп

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

5

Создание портфолио дошкольника - выпускника

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

Май

Трансляция детско-родительских достижений

6

Оформление фотовыставки:
«Интересное про школу и детский сад»

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

Май

Фотовыставка

7

Методическое объединение
(итоговое совещание)
Представление отчета по реализации плана по преемственности

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, специалисты

Старший воспитатель

Май

Трансляция передового опыта


                           Используемая литература

 

1. Журнал «Обруч» N1, 1997г:  Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»;   Е.Сербина  «Преемственность: так в чем проблема?».
2. Журнал «Начальная школа»: N11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность».
3. Журнал «Начальная школа»: N1, 2002г: Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»; О.И. Бадулина  «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного».
4. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», N2, 2003 г: М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»; В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность».
5. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: Педагогика, 1986.
6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. /Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н. М.: Педагогика, 1987.
7. Проект «ФГОС дошкольного образования».
7. Материалы Интернет:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-kak-faktor-realizatsii-natsio#ixzz2c2NCVpS1.

   
  Rambler's Top100