logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

"Знакомство с цветом и формой в старшей группе"

Автор: Давыденко Елена Александровна воспитатель первой категории МБДОУ N 89 детский сад "Крепыш", г.Сургут.

За предыдущие годы дети научились различать некоторые основные геометрические формы и находить их в окружающих предметах. Они умеют определять форму предметов и их крупных частей: круглая, овальная, прямоугольная, квадратная,  треугольная. Эти зная закрепляются в старшей группе. Дети не только  хорошо различают, но и называют круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, при этом знают, что все эти плоские фигуры могут быть разных размеров и разного цвета. Знают они и объемные тела: шар, куб и цилиндр. В «Программе воспитания» ставится задача познакомить детей с фигурой овальной формы, а из объемных тел – с конусом. Все эти формы представлены в большом количестве предметов, окружающих детей, и целесообразно научит правильно именовать их. Основная задача воспитателя старшей группы заключается в том, чтобы глубоко познакомить детей с простейшими признаками и особенностями известных им геометрических фигур как эталонами для равнения предметов по форме. С помощью тренировочных упражнений закрепляются представления детей о плоских фигурах – круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Например:  обвести карандашом донышко стакана поставленного на листок бумаги. Что получиться? Круг. Воспитатель раздает детям по два разноцветных квадрата одинакового размера и предлагает приложить один к другому. Объясняет, что из двух квадратов образовался прямоугольник. Обычно дети сами уже отличают овал от окружности. Чтобы подчеркнуть различия между овалом  окружностью, воспитатель берет  модели разного цвета. Накладывая круг на фигуру овальной формы, педагог убеждает детей в неодинаковости фигур, а следовательно, и в правомерности называть их  одним именем. Воспитатель сообщает детям название – овал. Образцы дети накладывают друг на друга и приходят к обобщенному выводу об их сходстве и различиях. Дети группируют модели разного цвета и размеров по форме, учатся различать круг и овал, проводя рукой по краю фигур.  С трапецией знакомят детей путем сопоставления с прямоугольником. У  трапеции тоже четыре стороны, четыре вершины, четыре угла. Наложив модель трапеции желтого цвета на модель прямоугольника красного цвета, воспитатель фиксирует внимание детей на том, что нижние стороны обеих фигур совпадают, а верхняя стороны трапеции короче верхней стороны прямоугольника. На основе сопоставления дети приходят к выводу, что у трапеции, как и у прямоугольника, четыре стороны, четыре угла и четыре вершины, но верхняя и нижняя стороны не неодинаковые, а боковые стороны трапеции наклонные.  Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает детей всматриваться в форму различных частей любого предмета. На занятия по изобразительной деятельности дети закрепляют геометрические формы. Так для рисования округлых и прямоугольных форм нужна выработка глазомера. В процессе рисования глазомер детей должен неуклонно следить за линией, получаемой кистью или карандашом. На обработку этого умения надо обращать серьезное внимание, упражнять в этом детей, ставить условие: не довольствоваться тем, как выйдет само собой.

 Что касается использования цвета в аппликации, рисовании, а иногда и при раскрашивании лепки, то прежде всего надо предоставить детям возможность выбора  нужного цвета из набора различных цветов. Для детей старшего возраста рекомендуют коробки с 12 цветными карандашами, набор красок 10-12 цветов. Знание цветов расширяется благодаря усвоению оттенков. Прибавляя ту или иную краску в белую, дети получают сперва очень светлый ее тон, затем все боле густой. Дети узнают, что из черного и белого можно получить серый. Воспитатель обращает внимание детей на те предметы и явления, в окраске которых можно увидеть и темный и светлый тон одного цвета. Тонких переходов цвета дети еще передать не могут., поэтому указанные различия должны быть достаточно отчетливыми. На занятиях аппликаций детям также должны быть предоставлена возможность выбора цвета. Полезно время от времени предлагать детям называть выбранный цвет бумаги и объяснять, почему они остановились именно не нем. У детей следует развивать интерес  к разнообразию цветов, к установлению их различия и сходства: красный совсем не похож на синий, зеленый не похож на оранжевый, а оранжевый похож на желтый.   Детям можно предложить в одну группу выделить все темные, а в другую – все светлые (тона) цвета. Ознакомлению с многообразием конкретной формы, окраски предметов содействует усложненный вариант игры «Соберем овощи» Перед детьми ставиться задача  воспринимать и ориентироваться  в более точных различиях качеств овощей одного вида (огурцов округлой и продолговатой формы, с заостренными и тупыми концами, бледно – зеленого и темно – зеленого цвета, гладкой и шероховатой поверхности) В целях сенсорного воспитания старших дошкольников следует шире использовать дидактические игры ( «Геометрическое лото», Подбери по цвету» и другие), основной задачей которых является развитие умения обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять  их с соответствующими эталонами, дальнейшие формирование представление об эталонах (система геометрических фигур, спектральный ряд цветовых отношений и др.)

Дети 5-6 летнего возраста в результате целенаправленного обучения и воспитания в предыдущих группах имеют достаточно  совершенный сенсорный опыт. Они много воспринимали и хорошо знакомы со свойствами большого количества окружающих предметов и вещей. Задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представление ребенка о предметах более сложной формы, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них. 

Знакомство с цветными эталонами начинается с формирования у детей   представлений о хронических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветных тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цветов. При этом не целесообразно знакомить детей отдельно со светлотой, отдельно с насыщенностью цвета. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая разную яркость оттенков. В обиходе принять давать характеристику оттенков того или иного  цвета, указывая только их светлоту (темно- красный, светло –красный). Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте.

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети осваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании  разнообразных предметов. Ребенок должен  научится воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о  хроматических и ахроматических цветов, а позднее – и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно «чистый цвет», но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т. п.) Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предлагает, прежде всего, выработку умения группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.  Далее необходимо научить детей группировать предметы (различающиеся по форме, величине)  имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину и т.п.) Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственно развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний.

 Использования литературы: «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитаниюию дошкольников» - Венгер.

«Сенсорное воспитаниеие в детском саду» - Поддьяков, Аванесова.

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - Леушина.

Д/восп. N3, 1980 г; N3 1074 г.

   
  Rambler's Top100