logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Организация совместной поисково – исследовательской  деятельности  ребёнка и взрослого.

Автор: Жукова Анна Сергеевна, воспитатель, Муниципальное  автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония» (дошкольное отделение), город Великий Новгород.

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, что бы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
         Поэтому на современном этапе всё больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
         Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.
            Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми. Часто задают вопросы и пытаются на них искать ответы. Делают первые попытки высказывать предположение о возможном результате опыта и о способах его достижения.
         У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются умственные способности, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и так далее.
           
В процессе экспериментальной деятельности у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив, то есть это внутренне мотивированная деятельность. Наша с вами задача заключается в поддержании интереса к экспериментированию, создании условий для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Мы не можем угадать, когда возникнет внутренний мотив к экспериментированию у ребёнка, но в наших силах создать условия  для поисково-исследовательской деятельности.
 Я предлагаю вашему вниманию несколько возможных вариантов  осуществления данного вида деятельности в привычных повседневных условиях. 

Когда вы и ваш ребёнок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет вашему ребёнку

В бане (ванной комнате). Разрешите ребёнку играть пустыми контейнерами (флаконами из под шампуня, мыльницами, пробками).

Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведёрком? Какая пробка подходит к этому флакону? Для какой куклы мыльница подойдёт в качестве кораблика?

Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объёма.
Тренировать действия пальцев, рук.
Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения.

В магазине.
Выбираете покупки.

Как ты думаешь, почему хлеб продаётся в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обёртки? Почему конфеты такие дорогие?

Учиться понимать суть явлений, устанавливать причинно- следственные связи. Высказывать предположения, искать аргументы.

Идёте в гости.

Что для тебя будет большим удовольствием: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что та скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет  скучно?

Понять, что  вы уважаете его мнение, его право выбора. Осознанно относитесь к своему выбору. Осознавать и планировать свои поступки. Прогнозировать ситуации.

Гостиная.
Приводите в порядок комнаты.

Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам? В чём тебе понадобиться помощь?

Развивать наблюдательность. Учиться планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы.

Кухня.
Разбирает сумку с продуктами.

 

 

Вместе убираете со стола, моете посуду.

Назови, сто  я купила? Что нам прислала бабушка? Что я принесла из огорода? Что самое мягкое? Что самое лёгкое? Что завёрнуто в бумагу? Чего много, чего мало? Что пачкается? Для чего масло?

 

Какие были тарелки? Какие стали? Что нужно, чтобы они опять стали чистыми? С чего бы ты стал мыть посуду? Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки. Переверни чашки донышками вверх.

Учиться ориентироваться в названиях продуктов и способах приобретений. Понимать, что такое объём, вес, размер, цена. Тренироваться в различении и названии цвета, формы, частей и деталей предметов. Понимать хозяйственную роль членов семьи.

Элементарно планировать свою деятельность. Осознавать рациональность своих действий. Усвоить названия предметов посуды. Понимать последовательность действий. Понимать указания, действовать в соответствии с ними.

   
  Rambler's Top100