logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи»

Автор: Лавренюк Ирина Валерьевна, воспитатель, учитель-логопед, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад N105  Тверская обл., г. Тверь.

При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку осознание и освоение логопедического материала.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что в процессе игры мир эмоций очень широк, ребенку только в этой форме поведения дается максимальная возможность проявить свои способности, независимость, инициативу.
При построении логопедической работы в виде игры сравнительно легче можно добиться от детей усвоения материала. В дидактической игре процесс усвоения материала требует от ребёнка большой активности не только прослушивания материала, но и практического применения его для решения дидактической задачи. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания в навыки.
Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их умственные способности.
В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс определяют сами участники, дидактические игры дети получают уже готовыми.
Иногда посредством дидактической игры можно осуществлять привитие определённых знаний и навыков. Например, в игре в «Оркестр» некоторые дети представляют трубачей (ру-ру-ру), ударников, бьющих в бубен (ра-ра-ра), скрипачей (ри-ри-ри). Логопед подзывает к себе постепенно группы музыкантов и вместе с ними произносит соответствующие слоги. Затем поют мелодию знакомой песни на определённых слогах. Дети учатся правильно произносить звук «р», но при этом совершенно не нарушается игровая деятельность.
Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний и умений.
Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять,  когда это нужно.
Различные слуховые игры и музыкальные загадки помогают интенсивному развитию слухового восприятия. Словесные же дидактические игры помогают детям различать элементы разговорной речи, повышают значение словесных сигналов в формировании детского восприятия, побуждают детей формулировать ответы, что придаёт их восприятию целенаправленный характер.
Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений.
Индивидуальная дидактическая игра, которую организует логопед, создаёт благоприятный условия для непосредственного контакта между ним и ребёнком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.
В пособии представлены варианты дидактических игр, используемых при преодолении ФФН.
Дидактические игры на закрепление правильного произношения звуков.
1.        «Письмо» - картинки на заданный звук лежат в конвертиках. Ребёнок получает письмо и «читает» логопеду, предлагается выделить определённый звук из слова, указать его место в слове.
2.        «Послушай и запомни» - на наборном полотне несколько картинок. Вызванный ребенок стоит спиной к доске и изображений не видит. Логопед называет несколько картинок. Ребенок должен запомнить их и, повернувшись к доске, поставить картинки в заданной последовательности, а затем назвать их.
3.        «Угадай картинку» - на наборном полотне 4-5 картинок. Детям необходимо посмотреть на картинки и постараться запомнить их. Названия картинок проговариваются хором и отдельными детьми. Затем дети закрывают глаза, а логопед поворачивает картинки обратной стороной и, указывая на одну из них, предлагает угадать, что на ней изображено. Угадавший получает картинку.
4         «Закончи предложение по картинке», например на звук [р] - Захар держит в руке...(логопед показывает картинку топор), В зоопарке мы видели...(дети добавляют страуса), Трофим наливает воду в ..{ведро) и т.д.
5.        «Знаешь ли ты эти слова?» - Логопед произносит фразу, не договаривая слоги. Кто первый правильно произнесёт, тот получает фишку. Пример: Вокруг парка за(бор), У нас ледяная го(ра), Под землёй у нас ме(тро), У крота в земле но(ра), С цыплятами ходят ку(ры), Ребята разожгли в лесу кос(тёр) и т.д.
6.        «Соблюдай порядок» - на столе логопеда разложены предметы, в названии которых встречается звук р (или любой другой заданный звук). Логопед вызывает одного ребенка, который должен назвать и показать детям предметы. Далее ребёнок по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Перечень игр можно было бы продолжать.
7.        «Оркестр»
Цель: развивать слуховое восприятие, упражняться в произношении звука «р».
Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая —скрипачи, третья — ударники. Воспитательница — дирижер. Она показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников; потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра.
Когда каждая группа достаточно самостоятельно поупражнялась, воспитательница начинает «дирижировать». Поет только та группа, на которую воспитательница указывает палочкой. Когда воспитательница поднимает обе руки, «играют» все одновременно. «Оркестр» исполняет 3—4 песни. Потом воспитательница вызывает трех-четырех детей и предлагает им тихо договориться о том, какую песню они будут исполнять и на каком инструменте. Остальные дети должны угадать, какую песню играли. Исполнители сменяются несколько раз.
8. «Статуэтки»
Цель: упражняться в произношении звука «р».
С помощью считалочки выбираются продавец и покупатель. Остальные дети — статуэтки. Они становятся в круг и каждый изображает что-нибудь или кого-нибудь. Дети-статуэтки не имеют права двигаться. В магазин приходит покупатель, здоровается и выбирает статуэтку. Ту, которую он выбирает, продавец вытягивает звуком — тррр (дррр). Вытянутая статуэтка выполняет какое-либо действие. Например, если ребенок представляет петушка, он кукарекает; если представляет автомашину или мотоцикл, то изображает соответствующее движение и звук. Покупатель платит за статуэтку и забирает ее домой.
Затем выбирают другого продавца и покупателя, и игра продолжается.
9.        «Голубь»
Цель: упражняться в произношении звуков «л» и «р».
Дети выбирают ястреба и хозяйку. Остальные дети— голуби. Ястреб становится в стороне, а хозяйка гонит голубей: «Кыш, кыш!» Голуби разлетаются, а ястреб их ловит. Затем хозяйка зовет: «Гули- гули-гули!»,— и голуби слетаются к хозяйке. Тот, кого ястреб поймал, становится ястребом, а прежний ястреб — хозяйкой.
Голуби время от времени издают звуки «врку-врку-врку» или «влку-влку-влку».
10.      «Воробушки и автомобиль»
Цель: упражняться в произношении звуков «ч» и «р».
Несколько детей - «воробушков» - скачут по дороге и чирикают: «Чик-чирик, чик-чирик». Вдруг на дороге показывается автомобиль. Сначала звук мотора слышен слабо, затем все сильнее. Когда
машина приближается к воробьям, они издают звук «фрр», расправляют крылья и разлетаются.
Дети, изображающие автомобиль и воробьев, после одного-двух повторений игры сменяются.
11.      «Кто (что) летает»
Цель: Закрепить произношение звука «л».
Дети сидят или стоят в кругу. Воспитательница или ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, дети вместе с воспитательницей (ведущим) поднимают руки вверх и говорят: «Летит». Если кто-либо из детей ошибется, на «его налагается штраф, например, он должен прочесть знакомое стихотворение, предложенное воспитательницей. Желательно, чтобы в этом стихотворении часто встречался звук «л». Вариант. Кто (что) плавает?

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
1.        «Красный — белый»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование: по два кружка у каждого ребенка (красный и белый).
Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
2.        «Где звук?»
Цель. Нахождение места звука в слове. Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок),
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в нём. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится в соответствующую часть подоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки, В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
3.        «Кто больше?»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование: сюжетная картина с изображением предметов с определенным звуком.
Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания её педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук? (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
4.        «Поймай рыбку»
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии звука (например, р), его место в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
5.        «Кто внимательнее?»
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков, Оборудование: картинки на определенный звук.
Дети сидят за столами. Педагог показывает картинки и называет их, а дети отгадывают, какой звук встречается во всех словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети определяют общий начальный звук, называют картинки сами и называют другие слова с этим звуком.
6.        «Кто больше слов придумает?»
Цель. Развитие словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование: мяч, фанты.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых он встречается. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное, фанта не получает. Победитель определяется но количеству набранных фантов.
7.        «Найди место для своей картинки»
Цель. Активизация словаря, дифференциация звуков.
Оборудование: картинки, в названии которых, например, есть ЗВУКИ ш и ж.
Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук м или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.
8.        «Будь внимателен»
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.
Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
9.        «Звенит-жужжит»
Цель: Дифференциация звуков з— ж.
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему. слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжите Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
10.      «Отстукивание слогов»
Цель. Обучение слоговому анализу слов. Оборудование. Барабан, бубен.
Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
11.      «Телеграф»
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши- на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
12.      «Угадай слово»
Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.
Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова  отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
13.      «Слова-перевёртыши»
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
14.      «Угадай, какой комар звенит».
Цель. Уточнение произношения звука зь, развитие фонематического слуха.
Оборудование: 2 картинки (большой и маленький комар).
Логопед вспоминает с детьми, как сердито звенел большой комар: з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким комариком и говорит, что он звенит мягко: зь-зь-зь. Затем детям раздаются по две картинки, которые являются сигнальными карточками. По инструкции логопеда дети должны показывать соответствующие карточки.
15.      «Выдели слово»
Воспитатель предлагает детям хлопать в ладони тогда, когда они услышат слова, в которых есть определенный звук, например, звук [з]: зайка, мышка, кошка, замок, зон, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть и групповыми, и индивидуальными. Если игра проводится в первый раз, то желательно выделить голосом искомый звук — «з».
16.      «Цепочка слов»
Заготавливаются карточки с предметными картинками, где изображены: карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак, крокодил, лук. Карточка с «началом цепочки» лежит на столе воспитателя, остальные раздаются детям (одна карточка, на двоих). Воспитатель объясняет условия игры: «Сегодня мы будем составлять цепочку из предметов. Наша цепочка начинается с картинки, где изображен карандаш. Произнесем слово карандаш. Следующим званом цепочки будет предмет, название которого начинается с .того звука., каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, тот подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы все отчетливо услышали в слове последний звук».
Когда вся цепочка составлена, логопед предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого, выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слом. Эту же игру можно провести без картинок, в форме речевой эстафеты: «Мое слово мир, а твое слово.
Света, ринг...».

17.      «Секрет»
Воспитатель по рядам передает «Важное сообщение», например, произносит шепотом, чтобы не слышали остальные, такие фразы: В окно ярко светило солнце; Соня увидела птицу-синицу; Сеня дал Саше яйцо на блюдце. «Сообщение» передастся по ряду. Последний ребенок произносит фразу вслух. Другой вариант игры. Воспитатель загадывает загадку, в которой ость слова с определенным звуком: красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. Задание: определить, в каких словах спрятался звук [ц] (девица, темница, улица). Назвать первый звук в слове-отгадке (звук [м]).
18.      «Пирамида»
Для игры нужны карты с изображением пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 для двусложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки.
Дидактические игры на развитие грамматики
5-6 лет (СТАРШАЯ ГРУППА)

1.        Игра «Назови признаки»
Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет прилагательных, обозначающих характерные признаки предметов посуды; согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; находить общую часть родственных слов.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20).
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на посуду. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждого предмета признаков, учитывая форму, величину, цвет. Попросите отдельно перечислить посуду чайную, кухонную, столовую.
Предложите назвать общую часть в словах: суп—супница—супчик; чай — чайник — чайничек; варить — варка — навар.
Лексический материал
Столовая посуда: супница, суповые тарелки.
Кухонная посуда: сковорода, кастрюля.
Чайная посуда: чайник, чашки.

2.        Игра «Кому что?»
Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; употреблять в речи предлоги (на, в, под, между, около, за, перед) и наречия; игра способствует развитию зрительного внимания.
Оснащение: три куклы, игрушечная посуда, игрушечная мебель.
Ход игры: покажите ребенку трех разных кукол и расскажите ему о трех девочках, которые ходили в магазин и сделали там покупки:
«Катя купила чайную посуду, Таня купила столовую посуду, Маша купила кухонную посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь девочки не могут поделить их и просят тебя помочь им».
 Предложите ребенку доставать из коробки вещи по одной, называть ее и класть перед Катей, Таней или Машей, объясняя свой выбор.
Предложите ребенку поставить посуду туда, куда вы скажете: на стол, в шкаф, на шкаф, между..., около..., за под..., перед...; справа, слева, левее, правее, ближе, дальше.

3.        Игра «Четвертый лишний»
Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; игра способствует развитию слухового внимания.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать произнесенные вами слова. Попросите его сказать, какое слово в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая посуда в ряду лишняя — чайная или кухонная?» Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода.
Кастрюля, сковорода, заварной чайник, электрический чайник.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или чайная?»
Супница, суповая тарелка, поварешка, конфетница.
Заварной чайник, чашка, блюдце, тарелка.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или кухонная?»
Супница, кастрюля, тарелка, столовая ложка.
Кастрюля, сковорода, тарелка, электрический чайник.
4.        Игра «Помоги мне рассказать»
Чему учится ребенок: правильно подбирать нужные по смыслу глаголы с приставками.
Оснащение: посуда (игрушечная или настоящая).
Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать рассказ. Попросите его помочь вам подобрать нужные по смыслу приставки. «Сегодня мамин праздник. Паша стал готовиться к маминому приходу. Он белую скатерть на стол ... (постелил), посуду всю ... (перемыл), чашки на стол ... (поставил), конфеты в конфетницу ... (высыпал), сахарный песок в сахарницу ... (насыпал), печенье в вазочку ... (положил) и стал ждать маму».
При необходимости сопровождайте слова соответствующими действиями.
5.        Игра «Найди пару»
Чему учится ребенок: классифицировать виды посуды, использовать в активной речи обобщающие слова — «кухонная посуда», «чайная посуда», «столовая посуда»; употреблять в речи имена существительные в различных падежах; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).
Ход игры: покажите ребенку картинки. Назовите картинку, изображенную слева, и попросите ребенка подобрать к ней пару из правого столбика. Продолжите игру.
Лексический материал
Чашка—стакан. Конфетница — сахарница. Чайник—кофейник. Кастрюля—сковорода. Нож—вилка.
Называя два слова в начальной форме, предложите ребенку составить предложения с этими словами: чай—ложка, тарелка — вилка, конфетница — конфеты, нож — хлеб. Например: чай в заварной чайник насыпают ложкой. К тарелке полагается вилка. Конфеты насыпают в конфетницу. Хлеб режут ножом. Называйте слова и просите ответить на вопрос чей? (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимения с именами существительными: чайник чей?—мой; чашка чья? - моя; ложки чьи?—мои, блюдо чье? — мое.
6.        Игра «Загадай загадку»
Чему учится ребенок: подбирать прилагательные к существительным. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).
Ход игры: предложите ребенку выбрать картинку с изображением какого-либо предмета и загадать загадку, описав этот предмет.
Лексический материал
Острый, кухонный, железный... (нож).
Стеклянный, прозрачный, бьющийся... (стакан).
Чугунная, круглая, кухонная... (сковорода).
7.        Игра «Скажи наоборот»
Чему учится ребенок: подбирать антонимы. Оснащение: не требуется.
Ход игры: произнесите словосочетание и предложите ребенку заменить в нем одно слово другим, противоположным по смыслу.
Лексический материал
Чистая посуда —... (грязная) посуда.
Большой чайник —... (маленький) чайник.
Горячий суп—... (холодный) суп.
Глубокая тарелка —... (мелкая) тарелка.
Сладкий напиток —... (горький) напиток.
Острый нож — ... (тупой) нож.
Черный чайник —... (белый) чайник.
Полная сахарница —... (пустая) сахарница.
8.        Игра «Желание»
Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; изменять глаголы настоящего времени по числам.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 22).
Ход игры: предложите ребенку, глядя на картинки, закончить начатые вами предложения.
Лексический материал
Я хочу выпить стакан ... (воды).
Я хочу выпить чашку ... (чая).
Я хочу налить тарелку ... (супа).
Я хочу откусить кусочек ... (сахара).
Я хочу отрезать кусок ... (хлеба).
Я хочу сварить два ... (яйца).
Произносите предложения и предложите ребенку заменить их одним.
Хлеб лежит на доске. Нож лежит на доске. — Хлеб и нож лежат на доске.
 Тарелка лежит в мойке. Вилка лежит в мойке. — Тарелка и вилка лежат в мойке.
Кружка стоит на столе. Чашка стоит на столе. — Кружка и чашка стоят на столе.
9.        Игра «Сосчитай и назови»
Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки с изображенной посудой; правильно согласовывать порядковые и количественные числительные в пределах 10 с существительными, обозначающими предметы посуды.
Оснащение: подберите предметные картинки с изображениями посуды.
Ход игры: скажите ребенку, что вы будете показывать ему картинки с изображением посуды и «выбрасывать» пальцы. Попросите ребенка посчитать количество пальцев и сказать, сколько, например, чашек поставили на стол.
Игру проводите со всеми предметами посуды, картинки с изображениями которых сумели подобрать.
10.      Игра «Скажем ласково»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять сравнительную степень прилагательных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом. Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.
Тарелка чистая, а тарелочка —... (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —... (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—... (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —... (остренький).
Суп вкусный, а супчик —... (вкусненький).
Салат рыбный вкусный, а картофельный —... (вкуснее).
Суп томатный острый, а подливка — ...(острее).
Тарелка красивая, а блюдо —... (красивее).
6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
11.      Игра «Наше — Ваше»
Чему учится ребенок: согласовывать местоимения с именами существительными.
Оснащение: игрушки (куклы, мишки, зайчики и т. п. в двух экземплярах), посуда.
Ход игры: поделите игрушки между собой и ребенком примерно так: «Мой мишка — твой мишка, моя кукла — твоя кукла». Игрушки ребенка посадите рядом с ним, остальные игрушки посадите рядом с собой. Называйте ребенку слова — предметы посуды. Попросите ответить на вопрос чей? (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным.
Сковорода чья? — наша (ваша).
Чайник чей? — наш (ваш).
Распределив всю имевшуюся в наличии посуду, задавайте вопросы иначе: «У кого сковорода? (У нас.) У кого чайник? (У вас.) Чей чайник? (Ваш.) Чья сковорода? (Наша.)
Лексический материал: тарелка, кастрюля, ложка, поварешка, вилка, масленка, солонка, стакан, нож, поднос, самовар, кофейник, вилки, ножи, тарелки, блюдца, чашки, стаканы, миски, блюдо.
12.      Игра «Я, мы, он, она — вместе дружная семья»
Чему учится ребенок: изменять глаголы по лицам. Оснащение: не требуется.
Ход игры: произносите предложение. Затем назовите местоимение и попросите ребенка закончить предложение, изменив при этом глагол. Лексический материал
Я пью чай.— Ты... (пьешь) чай. Он... (пьет) чай. Она... (пьет) чай. Мы... (пьем) чай. Вы... (пьете) чай. Они... (пьют) чай.
Я мою посуду.— Ты... (моешь) посуду. Он... (моет) посуду. Она... (моет) посуду. Мы... (моем) посуду. Вы... (моете) посуду. Они... (моют) посуду.
Я точу нож.— Ты... (точишь) нож. Он... (точит) нож. Она... (точит) нож. Мы... (точим) нож. Вы... (точите) нож. Они... (точат) нож.
Я варю суп.— Ты... (варишь) суп. Он... (варит) суп. Она... (варит) суп. Мы... (варим) суп. Вы... (варите) суп. Они... (варят) суп.
Я накрываю на стол.— Ты... (накрываешь) на стол. Он... (накрывает) на стол. Она... (накрывает) на стол. Мы... (накрываем) на стол. Вы... (накрываете) на стол. Они... (накрывают) на стол.
Я разбил чашку.— Ты... (разбил) чашку. Он... (разбил) чашку. Она... (разбила) чашку. Мы... (разбили) чашку. Вы... (разбили) чашку. Они... (разбили) чашку.
13.      Игра «Цепочка»
Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью суффиксов -ищ-, -ик-, -к-, -ечк-, -чик-.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.
Лексический материал
Сковорода — сковородка — сковородище.
Самовар—... (самоварчик — самоварище).
Стакан —... (стаканчик — стаканище).
Блюдце —... (блюдечко — блюдище).
Нож—... (ножик —ножище).
14.      Игра «Ждем гостей»
Чему учится ребенок: образовывать имена существительные при помощи суффиксов; употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа с наречием «мало»; ориентироваться на листе бумаги (с употреблением наречий «слева», «справа», «вверху», «внизу»); образовывать новые слова (прилагательное + прилагательное).
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 23).
Ход игры: предложите ребенку накрыть стол к приходу гостей. Покажите ему картинки с изображением посуды и попросите ответить, как эта посуда называется.
Лексический материал
Посуда для супа —... (супница).
Посуда для хлеба —... (хлебница).
Посуда для соуса—... (соусница).
Посуда для сливок —... (сливочник).
Посуда для масла —... (масленка).
Посуда для конфет—... (конфетница).
Посуда для молока —... (молочник).
Посуда для селедки —... (селедочница).
Предложите ребенку рассказать, много или мало нарисовано этих предметов посуды: хлебниц, соусниц, сливочников, масленок, конфетниц, молочников, селедочниц.
Попросите рассказать, что нарисовано слева, а что справа; что нарисовано вверху, а что внизу.
Предложите ребенку назвать, какая посуда по цвету, например: супница желто-зеленая, хлебница желто-коричневая, молочник бело-розовый и т. д.
15.      Игра «Мастер-умелец»
Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных; подбирать синонимы к прилагательным. Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку побыть мастером-умельцем и изготовить посуду из разного материала. Называйте материал, из которого сделана посуда, а ребенок должен сказать, какая посуда у него получилась.
Лексический материал
Ваза из фарфора —... (фарфоровая) ваза.
Сковорода из чугуна —... (чугунная) сковорода.
Бокал из хрусталя —... (хрустальный) бокал.
Блюдо из дерева —... (деревянное) блюдо.
Ложки из мельхиора —... (мельхиоровые) ложки.
Ложечка из серебра —... (серебряная) ложечка.
Вилки из металла —... (металлические) вилки.
Кружка из пластмассы —...(пластмассовая) кружка.
Стакан из стекла —... (стеклянный) стакан.
Самовар из меди —... (медный) самовар.
Предложите ребенку в ряду слов найти то, которое не является синонимом. Высокий, вкусный, огромный, большой. Маленькая, теплая, мелкая, небольшая. Синий, голубой, голубоватый, говорливый.
16.      Игра «Как сказать иначе!»
Чему учится ребенок: образовывать и употреблять в речи причастия. Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово.
Приведите пример: «Стакан разбился.— Какой стакан?— Бьющийся стакан».
Лексический материал
Нож упал.— Какой нож?— Упавший нож.
Чашка испачкалась.— Какая чашка?— Испачкавшаяся чашка.
Чайник сгорел.— Какой чайник?— Сгоревший чайник.
Самовар испортился.— Какой самовар?— Испортившийся самовар.
Ложка погнулась.— Какая ложка?— Погнувшаяся ложка.
17.      Игра «Угадай, кто владелец»
Чему учится ребенок: образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произнесите словосочетание и попросите ребенка ответить на вопрос чей? (чья?). Прочтите рифмовку:
Я начну, а ты скажи. Мне словечко подскажи.
Чашка мамы.— Чья чашка? —... (мамина) чашка.
Самовар дедушки.— Чей самовар? —... (дедушкин) самовар.
Сковорода бабушки.— Чья сковорода? —... (бабушкина) сковорода.
Стакан папы.— Чей стакан? —... (папин) стакан.
Нож дяди.— Чей нож? —... (дядин) нож.
Салфетка тети.— Чья салфетка? —... (тетина) салфетка.
18.      Игра «Подбери слова»
Чему учится ребенок: подбирать однокоренные слова. Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку найти в каждом ряду лишнее слово и объяснить свой выбор.
Чай — чайник — чайничек — начальник. Посуда — посудный (шкаф) — посудомойка—суд. Кофе—кофейник — кофейный — кофта. Соль—солонка — солнце — соленый.
19.      Игра «Что бывает острым»
Чему учится ребенок: знакомится с многозначным словом «острый». Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).
Ход игры: предложите ребенку договорить фразу, воспользовавшись картинками.
 На столе лежит острый ... (нож). У кошки нашей острый ... (слух). Папа ест острый ... (суп). У стрелка острый ... (глаз).
20.      Игра «Один — много»
Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных.
Оснащение: подберите соответствующие картинки из предыдущих игр.
Ход игры: скажите ребенку, что вы будете показывать ему разные картинки с изображением посуды, а ему предложите называть их так, как если бы этих предметов было много. Например: соусница—соусницы.
Лексический материал
Вилка —... (вилки), ложка —... (ложки), нож —... (ножи). Чашка —... (чашки), блюдце —... (блюдца), чайник—... (чайники). Тарелка —... (тарелки), солонка —... (солонки), супница —... (супницы). Кастрюля —... (кастрюли), сковородка —... (сковородки), ковш —... (ковши).

   
  Rambler's Top100