logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Проблемы дошкольного учреждения»

Автор: Шаповалова Светлана Владимировна, заведующий, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 55 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день любое образовательное учреждение сталкивается в ходе своей деятельности со множеством проблем, преодоление которых возможно путем принятия верного управленческого решения. Важное значение имеет правильная формулировка проблемы, которая выясняет пути ее разрешения.
Рассмотрим конкретную организацию – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления  Санкт – Петербурга, руководителем которого я являюсь. Учреждение довольно стандартно структурировано. Итак, имеются:

  • руководитель 1 уровня – заведующий,
  • руководитель 2 уровня- заместитель заведующей по АХР
  • руководитель 3 уровня – старшая медсестра
  • врач
  • воспитатели
  • специалисты (музыкальный руководитель, физкультурный организатор, логопед, психолог, методист)
  • повар, помощник повара
  • технический персонал ( рабочий по комплексному обслуживанию здания, электрик, уборщица, рабочий по стирке и ремонту белья, кладовщица)
  • помощники воспитателя

Вот именно с помощниками воспитателя и связанно проблема нашего учреждения, а вернее с огромными трудностями, которые испытываем мы по обеспечению помощниками детского сада.
Казалось бы, ничего страшного, в группе нет помощника воспитателя. В реальности это проблема номер один, она затрагивает все сферы непосредственно образовательного процесса. Воспитатели отказываются работать без помощника, и это объяснимо. Возможно два варианта развития жизнедеятельности группы, не укомплектованной помощниками воспитателя.
 Первый вариант – вакантную должность замещают сами педагоги в качестве расширения зоны обслуживания (по приказу руководителя). Это очень тяжело и малоэффективно. Объясняю. Все режимные моменты сбиваются, в связи с тем, что воспитатель один и раздает завтрак, и моет посуду, после этого проводит занятие, кормит малышей вторым завтраком, снова моет посуду, отправляется один одевать детей на прогулку (в холодное время года и при малышковом возрасте детей одевание затягивается). После прогулки приходит воспитатель на вторую смену и подключается к процессу, обед раздается уже, к счастью, двумя взрослыми, после обеда следует обширная уборка всех помещений группы и утренний воспитатель еле живой отправляется на отдых, домой. И снова все повторяется.
Второй вариант – отсутствующего помощника замещают другие помощники воспитателя. Этот вариант получше, но также вызывает нарекания. Конечно же, в первую очередь няня обслуживает свою «родную» группу и, лишь все сделав в ней, идет на замещаемую. Опять сбиваются режимные моменты из-за нестыковки по времени реально выполняемых работ и запланированных в режиме дня. Воспитатели нервничают, специалистам детей не направляют, так как не успевают провести свои занятия из-за позднего получения питания и уборке на столе. Атмосфера в учреждении достаточно тревожна, все волнуются за выполнения учебных планов. У медиков сбиваются в режиме дня оздоровительные мероприятия, нарушается четкость санитарного контроля. У совмещающих помощников воспитателей появляется повод манипулировать окружающими, по типу « я работаю на 2х группах…»,
 « да я тоже уволюсь и вставайте сами.. «. Каждый день группа без помощника воспитателя работает напряженно и сложно. Всем буквально приходится идти друг другу на уступки, переступать через какие- то свои амбиции, корректировать планы и требования. Всё это, безусловно, очень и очень неудобно.
В чем же причины таких трудностей укомплектования помощниками воспитателя детских садов, ведь многие наши коллеги также имеют подобную проблему в своем учреждении. Их несколько.
 Одна из причин – расположение учреждения в Центральном районе. Специфика района такова, что зачастую мы наблюдаем довольно резкую градацию социального уровня жителей. Очень мало, так называемого, среднего уровня жизни. Либо обеспеченные, либо очень мало обеспеченные, либо и вовсе ассоциальные личности. Понятно, что первые не пойдут работать нянями в детский сад (даже для собственного развлечения, это не считается достойной работой), последних не возьму как руководитель.
   Вторая причина – низкая заработная плата. Базовая ставка няни 7500. При коофициенте стажа ( от 2х лет), образования ( какого-нибудь, кроме среднего) может вырасти до 9500. По результатам работы может быть премирование, но не обширное, т.е. значительно доход сотрудника не возрастет. Учитывая, что помощники воспитателей – это в основном женщины с детьми, очень часто одинокие, то понятно, что прожить с таким доходом очень трудно.
Третья причина – труд помощника воспитателя достаточно тяжел физически. Время работы регламентировано, с 8.00 до 17.00, перерыв на обед – 1 час. Получается, что возможности подработки на стороне для увеличения дохода ограничены.
Рассмотрим варианты решения этой проблемы. Существует несколько вариантов – одни из них реально применяемые в моем учреждении, а другие – желательные, для применения которых требуется помощь государства.
Итак, варианты, которые доступны мне, как руководителю.

  • Улучшение условий труда : установка посудомоечных машин, обеспечение качественными мощными пылесосами, качественными средствами для уборки, современная форменная одежда
  • Создание комфортного микроклимата в коллективе: помощников уважают, взаимоотношения в коллективе строятся на дружественной поддержке и взаимовыручке
  • Легкое премирование за качественный труд.

Как видим, возможности руководителя учреждения для решения проблемы комплектования кадрами ограничены.
       Варианты, которые могли бы быть реализованы с поддержской государства более многочисленны, но данный формат работы не предполагает фантазийных размышлений, к сожалению.
Обобщающие выводы по данной проблеме, на мой взгляд, однозначны. Не смотря на то, что адекватные  помощники воспитателей в нашем детском саду работают стабильно, не переходят в другие учреждения на
аналогичные должности (предложения от других руководителей поступают, а ведь и это способ решения проблемы для кого-то) не все зависит от руководителя. Есть проблемы, и это из их числа, для решения которых мало принятия верного управленческого решения, необходимы еще и объективные  внешние обстоятельства.

   
  Rambler's Top100