logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Качество современного дошкольного образования»

Автор: Шаповалова Светлана Владимировна, заведующий, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 55 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ « Об образовании в РФ» направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Одной из основных проблем дошкольного образования является его качество, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровне системы образования в РФ. Вместе с тем вопрос оценки качества дошкольного  образования остается открытым, т.к. требования к результатам дошкольного образования в настоящее время отсутствуют.
Федеральный Закон «Об образовании  в РФ» дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям…, в том числе степень достижения планируемых результатах образовательной программы».
ФГОС включает в себя требования:

  • К структуре основных образовательных программ (в т.ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • Условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • Результатам освоения основных образовательных программ.

Качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному стандарту.
 Что касается непосредственно управления качеством дошкольного образования, то оно несколько отличается от различных систем управления качеством, которые используются в мире. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000:

  • Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
  • Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
  • Вовлечение работников. Это одно из ключевых положение TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
  • Процессный подход. И органично связанный с ним пятый принцип:
  • Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих поставщиков и потребителей.

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

  • Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
  • Принятие решений, основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
  • Взаимовыгодные отношения с потребителями. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним потребителям.

 Рассмотрим первый принцип - ориентация на потребителей дошкольных образовательных услуг. Этот принцип является  является одним из основополагающих принципов управления качеством на всех уровнях. Установление потребностей осуществляется в результате социологических исследований посредством учета мнений, пожеланий представителей родительской общественности, общественных структур, созданных на муниципальном и региональном уровнях.
Ориентация на образовательные потребности на уровне дошкольных  образовательных учреждений находит проявление в выборе концепций, моделей обучения. Учет потребностей обучающихся является определяющим при проектировании программ дополнительного образования. С учетом потребностей обучающихся и их родителей дошкольные образовательные учреждения разрабатывают и предлагают разнообразные образовательные и иные услуги, направленные на удовлетворение потребностей в интеллектуальном, физическом, культурном развитии (спортивные секции, кружки, творческие студии, досуговые мероприятия, культурно-познавательные экскурсии и т.п.). Выявлению потребностей обучающихся (и их родителей, если говорить про дошкольное образование) способствует деятельность в нашем детском саду органов попечительских советов, родительских комитетов.
Реализацию в полной мере принципа ориентации на потребителей на уровне дошкольных  образовательных учреждений ( на примере нашего детского сада) сдерживают и затрудняют следующие факторы:
- отсутствие развитой материально- технической базы для предоставления воспитанниками разноплановых образовательных услуг;
- отсутствие в достаточном количестве кадров специалистов, либо мотивации педагогов для осуществления деятельности в рамках дополнительного образования.
- неразвитость конкуренции на рынке образовательных услуг, что не способствует более полному учету мнений, пожеланий потребителей; выражается в формальном декларировании ориентации на клиента в образовательных программах, программах развития образовательных учреждений.
На муниципальном и региональном уровнях ориентация на потребителей имеет место в ходе осуществления мониторинга качества образования; анализа жалоб, писем и обращений; учета мнений участников родительских советов, представителей общественности; проведения социологических исследований с участием родителей, партнеров и заказчиков сферы образования.
Принцип реализуется на муниципальном и региональном уровнях в ходе разработки и реализации Программ развития на 5-летний период, принятия управленческих решений в отношении развития сети дополнительного образования детей, создания и экспертизы результатов деятельности на базе ОУ экспериментальных площадок, ресурсных центров, разработки концепции и проведения различных конкурсов, акций.
Реализацию принципа ориентации на потребителей на муниципальном и региональном уровнях затрудняет и сдерживает следующее:
- неразвитость структур гражданского общества, представляющих интересы обучающихся, их родителей;
- несовершенство механизмов установления потребностей, запросов, ожиданий, требований непосредственных потребителей образовательных услуг, заказчиков и партнеров сферы образования;
- отсутствие прямой заинтересованности органов управления образованием в установлении требований и структуры заказа сфере образования со стороны работодателей, местного территориального сообщества;
- отсутствие в структуре муниципальных о регионального органов управления образованием подразделений и должностных лиц, в функционал которых входило бы изучение образовательных потребностей, маркетинг рынка образовательных услуг.
Таким образом, в настоящее время говорить о возможности полноценного управления принципом «ориентация на потребителей дошкольных образовательных услуг» не приходится. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволить обеспечить согласованность действий всех субъектов системы образования. Все это в конечном счете позволит воздействовать на управление ориентацией на потребителя и будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

   
  Rambler's Top100