logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Особенности речи детей cтаршего дошкольного возраста.

Автор: Куликова Ирина Николаевна.

Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.

На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных  с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (например, животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, и больше качественных прилагательных. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложносочиненными с союзами «а», «и», а также сложноподчиненными предложениями с придаточными причины (потому что…) и времени (…когда…). Он правильно произносит почти все группы звуков, но по-прежнему с нарушениями – шипящие, сонорные звуки.
Основные ошибки этого периода. Ребенок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения – пропуск его членов. Ребенок склонен замечать чужие ошибки произношения, но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами, им трудно говорить размеренно.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии – синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями (например, косил - кошу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу), представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ и место образования.
У старших дошкольников 6-7 года жизни формируются фонематическое восприятие и слухо-произносительные дифференцовки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З.
Ребенок  уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар – дал», «сор – бор – хор») или их последовательности (соль-лось, замок – мазок) меняет смысл или разрушают слово.
Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: рече- слухового и рече-двигательноного анализаторов, слухового и зрительного, сохранной пространственно – временной и двигательной систем.
Однако в период обучению чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятий и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложенные конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И.Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть еще одна речевая зона». (М.М. Кольцова).

   
  Rambler's Top100