logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Использование технологии «метода проектов» в музейной педагогике.

Автор: Балышева Л.Н, воспитатель, МБДОУ «Детский сад N 87 комбинированного вида»

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
 Социальное развитие- это процесс ,во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции ,культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Социальное воспитание дошкольников также рассматривается на основе приобщения детей к культурно – историческим традициям. Культурно – исторические традиции – это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т. д. – все то, чем наполнена культурно – историческая среда.
Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в социально – нравственном воспитании дошкольников является национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
    На современном этапе развития дошкольного образования в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания граждан РФ и внедрения национально – регионального компонента в образовании наметилась тенденция к более плодотворному сотрудничеству музея и дошкольных образовательных учреждений, которые начинают видеть в музее надежного союзника, помогающего предавать исторический и художественный опыт от поколения к поколению. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.    Важным звеном процесса социализации  в рамках  региональной экспериментальной площадки является использование технологии «метода проектов» в музейной педагогике .       На сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там нередко отключается разум.
И всем нам очень хорошо известно, что на сегодняшний день в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны , перемен в области просвещения, особенно актуальным становится реализация многих современных проектов. Конечно, согласно нашим социальным условиям жизни, нужно, даже, наверное, необходимо использовать в практике дошкольного воспитания метод проектов, но не «уходить в него с головой» и не «отключать» свой разум, как нас уже предупреждают, а работать с ним в меру.
Сейчас  очень часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения дошкольников, хотя на поверку выходит, что речь идёт либо об интегрированном традиционном (по целям, приёмам, роли педагога и детей) учебном занятии, либо о каком-то общем мероприятии для педагогов, детей и родителей. С другой стороны, образовательная практика, в том числе и нашего города, уже накопила достаточно материалов в области проектирования, которые могут использовать педагоги как источник развития профессиональной деятельности.
Если говорить о проектировании в сфере образования, то важно заметить, что в настоящее время проектирование в образовании развивается в трёх направлениях.

1 Как особая деятельность педагога по преобразованию педагогической деятельности, приведение образовательной практики в соответствие с общественными потребностями.

2 Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный в интересе последующих, который предполагает самостоятельную активность детей.

3 Социальное проектирование, которое является особой деятельностью детей по решению конкретных социальных проблем, например, помощь взрослым, озеленение участка, цветника, проведение фестивалей, акций и прочее.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, этометод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение соотношения знакомого и нового материала. Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых .
Проект» – (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»,  то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование .
Метод проектов -  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Внедрение технологии «метода проектов» в рамки эксперимента способствует:  повышению самооценки ребенка, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучать традиции родного края. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.       Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Включение проектной деятельности в эксперимент решило проблему создания мини музея в  ДОУ  так как он является наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в дошкольном  учреждении  музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
Назначение музея – социально- патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.  В результате улучшились партнёрских отношений с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей
Реализация технологии «метода проектов» в рамках региональной экспериментальной площадки показала эффективность использования этой технологии в музейной педагогике. Темы многих проектов, реализуемых в ДОУ, сочетаются с темами, предусмотренными программами. Участие в проектной  деятельности педагогов и родителей позволило обогатить материально-техническую базу мини музея, наполнить новыми экспонатами . . .

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

 

Список  используемой литературы :

«Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008 г

 Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников , Мозаика-синтез Москва, 2008

Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА»,2008

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и др.М.:Аркти,2003

Н.А. Рыжова, Г.Н.Ларионова, А.И.Данюкова «Мини-музей в детском саду»

ГОУ- Центр развития ребёнка N 2333 г.Москва

О.Тихонова, Дошкольнику о музейной культуре :Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. 

   
  Rambler's Top100