logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Сказочная страна Детства» или  Применения метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: Кухтина Нина Викторовна, педагог-психолог высшей квал.категории, МАДОУ N 357, г. Казань.

Один из эффективных методов в работе с с детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии! Ведь ребенок и сказка-это одно целое! Особенно если это одаренный ребенок, не разучившийся еще жить в мире чудес! Кроме того, по мнению автора, каждый ребенок, попадающий в мир сказок, становится  настоящим Волшебником, и все истории, которые он здесь сочиняет, бывают непередаваемо прекрасными и талантливыми.

Что же такое сказкотерапия? По мнению  Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети  открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!

Как проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать.  Для определения развития интеллекта дошкольников,  рекомендуется использовать следующие методики:

  • рисуночные тесты: «Дом-дерево-человек» , «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»
  • тест «Развитие коммуникационных умений»,
  • методика  В. Г. Щур «Определение самооценки дошкольника»
  • Школа интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей детей, начиная с 2-летнего возраста, и т.д.

Затем формируются  группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в  каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение  двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является:

гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование  его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:
Развитие фантазии и воображения.
Развитие умения выражать свои мысли.
Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого,
посмотреть на мир с разных сторон
Развитие эмпатии.
Расширение репертуара  эмоций и эмоциональных состояний.  Развитие способности  их распознавать.
Расширение знаний о явлениях окружаю­щего физического и социального мира.

В работе с  детьми  дошкольного возраста используется методика Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!»,а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Необходимым условием при работе с детьми с использованием метода сказкотерапии, является работа с их родителями. Так называемая «Взрослая  сказочная группа» приглашается на занятия один раз в неделю.  Последнее занятие проходит с группой детей. Эти занятия  с родителями ценны тем, что родители учатся сосредотачиваться на своем ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, для того, чтобы ребенок чувствовал себя важной и значимой личностью, был уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес и не сомневался ни на мгновенье в родительской, полной и безоговорочной любви к нему.

На занятиях по сказкотерапии дети погружаются в мир сказок, переживают за героев, сочувствуют им,  бурно выражают свое мнение и отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют, придумывают собственные сказки, ставят небольшими фильмы, в которых  являются одновременно авторами, режиссерами, актерами, декораторами и гримерами.  На последнее, заключительном занятие по сказкотерапии, родители вместе со своими детьми шьют кукол-марионеток, с помощью которых потом разыгрывается настоящий кукольный спектакль! Кроме того, родители и дети, используя основы геральдики, рисуют  герб семьи, сочиняют стихи, дарят друг другу веселые подарки и т.д. Вот одно из стихотворений, написанных Анжеликой В., 5 лет, вместе со своей ее мамой, и посвященный всем родителям, которые еще не знают, как прекрасна страна сказок!
«Дорогие папа с мамой!                     
Лучик солнца дарим вам!                  
И цветущие поляны,                           
Где живет гиппопотам!  
Солнце за морями село,
В ту страну, где бродят сны!
И нам очень захотелось,
Чтобы с нами были вы!»
А вот  одна из сказок, сочиненных детьми после того, как они побывали в Волшебной Стране Чувств и познакомились там с эмоциональными состояниями главных героев!
  Сказка про то, как Зайка виноватым был, Влада 6 лет.
Зайка взял у Мишки мед, и Мишка на него очень обиделся. Зайка стал виноватым, ему было грустно. А учитель сказал Мишке в школе, что не надо обижаться на друзей, а надо сделать для них что-то доброе. Тогда Мишка вышел утром из школы и кинул цветы вверх, и они стали сыпаться с неба как дождь. А Зайчик поймал эти цветы, и у него сразу потеплело на сердце. И они стали дружить, и зайчик больше не чувствовал себя виноватым.
  По окончании работы с детьми, была проведена повторная диагностика. Ее результаты показали, что дошкольниками  был приобретен положительный опыта общения со сверстниками и взрослыми, что помогло  детям осознать себя, как творческую личность и способствовало их дальнейшему  эмоционально-личностному развитию через содержащиеся в сказках волшебные компоненты.
    Кроме того, в результате работы «Взрослой Волшебной группы», изменилось отношение родителей к детям, каждый из них по-новому смог взглянуть на своего ребенка, открыть в нем незамеченные ранее черты и качества. Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что в каждом взрослом человеке где-то в глубине души живет маленький ребенок! Занятия по сказкотерапии помогают родителям вспомнить то состояние легкости и светлой радости, гениальности открытий, всего того, что окружало нас в детстве! И тогда, вспомнив все это, мы поймем, что все дети одарены от природы, надо только создать ту атмосферу  любви и доверия, которая  поможет ребенку полностью реализовать свой творческий потенциал! Любовь способна творить в этом мире настоящие чудеса, а именно ее так катастрофически не хватает и взрослым и детям! Вот в чем заключается  первая и наиважнейшая задача родителей: пробудить в  своем ребенке Лучик Любви, чтобы он осветил  его изнутри  волшебным светом. Это трудная задача, но поверьте, она того стоит, и тогда все наши дети будут одаренными, талантливыми, способными и гениальными!

   
  Rambler's Top100