logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Центр проектной деятельности, как эффективное средство работы над проектом»

Творческий отчёт по самообразованию.

Автор: Абрамова Альбина Васильевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад N42» Нижегородская область, город Саров.

Введение.
    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
   Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
      Использование инновационных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
      Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
      Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
    Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять
проектную деятельность.    При этом наблюдаются отчетливые позитивные
изменения в познавательном развитии детей,  наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
      Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и
воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка,  а также заинтересовать его,  увлечь в эту деятельность.  Она позволяет объединить педагогов,  детей, родителей,  научить работать в коллективе,   сотрудничать,  планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
      В этимологическом словаре слово “проект”  заимствовано из латыни и
означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
      “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком
окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной
практической деятельности по достижению намеченных целей.
      Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная
творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
      В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим
исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого
обобщаются и объединяются в одно целое.
      Метод проектов  –    это педагогическая технология,   стержнем которой
является  самостоятельная деятельность  детей  – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
   Применительно к детскому саду проект–  это специально организованный
воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
      Суть  “метода проектов”   в образовании состоит в такой организации
образовательного процесса,  при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий  - проектов,  имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
       “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить”     – вот основной тезис современного понимания метода
проектов,  который привлекает многие образовательные системы,  стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
     Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с
младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

      Актуальность:

   Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности  состоит в том, чтобы вооружить дошкольников  знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,   приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
         В последнее время  образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах  становится, все больше похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практикумы (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность), признанные формировать ребенка, как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются  занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии.  К сожалению, кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как правило, не приводит.  
        Как  помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми  и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
       Поэтому цель работы  заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей,  проектной деятельности дошкольников.   Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
        Ведущая идея  состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
        Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

        По мнению ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей,
  • Развитие творческого воображения,
  • Развития творческого мышления,
  • Развитие коммуникативных навыков.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:

  • Присутствие новизны.
  • Наличие реальной проблемы
  • Практическая направленность (полезность продукта), широта его использования.
  • Презентация результата проекта.

         В процессе работы над проектом мы решали следующие задачи:

1. Дети учатся осмысленной организации творческого дела:
           - видеть проблему (зачем мы это делаем);
           - планировать конечный результат;
           - выбирать способы достижения поставленной цели.

2. Учатся работать в группах и самостоятельно.

3.Учатся пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации.

4. Учатся публично выступать с отчётом о проделанной работе.

Эти задачи соответствуют содержанию психолого–педагогической работе в старшей и подготовительной группе.

Изучая литературу по теме, я обратила внимание на то, что виды проектов варьируются, но можно выделить три основных вида проектной деятельности.

  • Исследовательская проектная деятельность.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты в виде газет, репортажей, альбомов, и др. В процессе работы над проектом обогащаются знания детей, они начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

  • Творческая проектная деятельность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Конечный результат может быть оформлен как сценарий, драматизация, программа праздника, детский дизайн ( украшение зала, новые модели одежды, и т. д.). одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского является его долгосрочность. Кроме того, замысел ребёнка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной. Во время работы над творческим проектом дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

  • Нормативная проектная деятельность.

(Информационно – практико–ориентированные).
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Работа по созданию новой нормы основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детского сада. Они могут быть оформлены в «Книгу правил».

Более подробная информация о методе проектов, их разновидностях, структуре содержится в метод. литературе, которую можно взять в нашем методическом кабинете.

Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

  • учет интересов ребенка;
  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  • совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

         Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра проектной деятельности» в группе.
         Для начала, нужно пополнить предметно – развивающую среду в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.

Педагогическую диагностику развития познавательных способностей детей можно осуществлять  при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам».
Диагностику развития  способностей к исследовательской деятельности проводила по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».
Для развития умения задавать вопросы  используются  разные упражнения и задания. Очень нравится малышам игра «Угадай, о чем спросили».  Ребенку на ушко шепотом задается вопрос, например, «Ты, любишь музыку?» Ребенок отвечает: «Я люблю музыку». Всем  остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять то или иное задание, нужно договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
       На занятиях  тоже ставятся перед детьми вопросы, стимулирующие познавательную активность: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? и т.д.  Каждый вопрос, обращая ребенка к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать, различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними.

Таким образом,  вместе  с детьми обсуждаются высказанные идеи, предложения, предлагаются свои версии ответа.

        При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

  • в учебной деятельности:

 занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.

  • в повседневной деятельности:

наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
практические упражнения, 
опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами; коллекционирование (классификационная работа),
совместное творчество детей и родителей,
презентация. 

Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта, мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается, поэтому начало работы откладывается и откладывается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это может быть: «Копилка идей», «Шкатулка Почемучки», «Волшебный ящик вопросов» и т. д. Заниматься этим надо постоянно, чтобы темы накапливались и на начало НОД, в сентябре, уже можно было просто расставить последовательность тем, пронумеровать, и начинать работать. Проекты по продолжительности могут быть как на один день, так и на несколько месяцев.
Например. При работе по составлению рассказа по серии картинок детям трудно было запомнить последовательность изложения, возникла проблема. Далее дети выдвигали предположения – как решить эту проблему, предлагали свои варианты решения: помощь воспитателя, зарисовка, запись. Обсудили все варианты, не подходят, у каждого решения свои недостатки, которые выявили сами дети. Один ребёнок предложил карточки – помощники с символами. Дети предлагали на каждый этап рассказа свои символы, выбирали самый удачный, понятный всем, оформили карточки, попробовали ещё раз составить рассказ с опорой на символы, рассказ получился у всех. Проблема решена за один день.
Проект «Проблема чистой воды» рассчитан на несколько месяцев. При работе над проектом могут выделяться проекты на один день, одну неделю, например: борьба с гололёдом, круговорот воды в природе, потребность растений в воде. Их можно оформить отдельными проектами, а можно – как составная часть большого проекта (подготовительная группа).

Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу. 

Таким образом, создаётся единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

  Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

   
  Rambler's Top100