logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Просто  игрушки  или  партнеры  по  игре?

Автор: Трушечкина Светлана Петровна, воспитатель, МБДОУ  N137 Детский сад комбинированного вида «СМОРОДИНКА», г. Тула.

В детском саду сюжетно-ролевая игра носит в основном характер совместной деятельности, однако это не исключает индивидуальных игр, в которых ребенок действует «за себя» и « за другого», причем в функции «другого» может выступать любая игрушка.
Как показали исследования (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Н.С.Пантина, Д.Б.Эльконин и др.), развитая сюжетно-ролевая игра имеет довольно сложное строение. Сюда относится:
- выбор темы, формулировка игрового замысла, подбор партнеров, распределение ролей;
-организация исходной игровой и ряда последующих ситуаций, подбор игрушек и их смена по ходу игры;
- воспроизведение игровых действий в соответствии с принятым сюжетом;
-планирование игровых эпизодов, согласование  действий и реплик, соблюдение правил  подчинения ролевым отношениям и правил осуществления совместной деятельности.
Способность играть в совместные сюжетно-ролевые игры развивается у дошкольников постепенно.  Рассмотрим основные ступени овладения детьми игровыми формами поведения.
Исходным и важным звеном всякой сюжетно-ролевой игры является игровое действие. Первоначально оно формируется в тесной связи с предметным действием  (например, кормление, одевание, купание куклы и т.п.). Именно поэтому на данном этапе детям требуются игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки, ванночки и т.п., но далеко не во всех деталях. В них должна быть явственно  обозначена основная функциональная принадлежность предмета. Игровые действия, позволяющие детям совершать имитирующие движения кормления, умывания, причесывания, с одной стороны, соответствуют габаритам кукол, мишек…, с другой стороны – размерам рук ребенка.
В дальнейшем игровые действия, имитирующие реальные предметные действия, приобретают все более обобщенный характер. Ребенок начинает использовать одни и те же игрушки для воспроизведения разных сюжетов. Так, например, тарелочка может служить и блюдцем, из которого кормят куклу, и кастрюлей, в которой варят обед.
Этот этап сопровождается усиленным развитием детского воображения. Очень важно всячески стимулировать различные действия замещения и обобщения. В связи с этим не рекомендуется увеличивать число игрушек, находящихся в пользовании ребенка. Основное внимание должно быть обращено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками, на предотвращение одних и тех же повторяющихся движений.

В дальнейшем действия должны подчиняться некоторому плану: «Сначала покормим куклу, потом погуляем с ней, уложим спать» и тому подобное. На основе такого рода планируемых схем у детей формируются представления о сюжетах, а затем и умение самостоятельно их воспроизводить. Наряду с этим складываются представления о группах предметов, игрушек, пригодных для использования в определенных сюжетных ситуациях: например, ложка, тарелка, вилка связаны с кормлением; платье, туфельки, маячка – с одеванием и тому подобное. В данный период целесообразно давать детям в пользование различные игрушечные наборы посуды, одежды, а затем и более сложные комплекты, пригодные для игры в больницу, парикмахерскую, почту, зоопарк и другие.
По мере развития игровой деятельности детей начинают привлекать ролевые отношения. Они уже не хотят просто играть в больницу, зоопарк или детский сад, а стремятся выполнять роли доктора, воспитателя, мамы или бабушки. Однако на первых этапах формирования ролевого поведения ребенок не всегда умеет выступить так, чтобы его поняли участники игры. Поэтому особое значение в глазах играющих приобретает ролевая атрибутика: белый халат и шапочка – для доктора, руль – для шофера, каска – для строителя и тому подобное.
На определенном этапе формирования игры различные атрибуты целесообразно вносить в детские центры развития.
По мере формирования навыков совместной деятельности на первый план выдвигается умение коллективно развивать сюжет. В связи с этим игрушки приобретают новую, чрезвычайно важную функцию – они помогают согласованию замыслов, делают ту или иную ситуацию доступной пониманию всех играющих.

В  связи с усложнением содержательно-смысловой стороны игры расширяется круг используемых предметов: включаются сюжетно-образные игрушки,  специально предназначенные для игры, и различные предметы-заместители, назначение которых определяется в ходе самой игры.
Игрушка в развитой сюжетно-ролевой игре выполняет самые разнообразные функции. Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; может выступать в качестве недостающего партнера и так далее. Игра с предметами-заместителями активирует воображение детей, заставляет их раскрывать свои действия и замыслы партнерам.
На этом этапе дети строят коллективную игровую деятельность, отталкиваясь не от игрушки, а от сюжета. Сначала они договариваются, во что будут играть, а затем уже выбирают предметы, которые им необходимы для развертывания своего замысла, часто приспосабливая те, которые находятся в поле их деятельности.
Следовательно, правильный подбор игрушек определяется характером игры и ее изменением по мере развития детей.

   
  Rambler's Top100