logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Приобщение детей к художественной литературе.

Автор: Нажмутдинова Надежда Зуфаровна, воспитатель МБДОУ д.с. N22 «Светлячок», г В. Уфалей, Челябинская область.

Аннотация.

В статье раскрывается роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста, роль воспитателя в донесении и раскрытии замысла произведения. На примере знакомства со сказками, даются особенности восприятия литературных произведений у детей младшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по оформлению уголка книги. Для практической работы с детьми предложены игры – драматизации и два конспекта занятия. Статья будет интересна воспитателям.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.
К. Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».
При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средств художественной выразительности.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А.В.Запорожца, Е.А. Флериной, ТА. Репиной, Л.Я.Панкратовой, Л.М.Гурович.
В сказке, особенно в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства.
Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Восприятие сказки способствует развитию познания ребенком объективной действительности.
В младшем дошкольном возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связано с непосредственным личным опытом. Как показывают данные психолога Н.А. Циванюк, элементы повествования, не знакомые детям по непосредственному жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений, в таких случаях непонятным становится даже главный герой сказки «Колобок». Поэтому понимание сюжета у детей этого возраста бывает нередко фрагментарным, внеконтекстным.
Дети лучше осмысливают начало сказки, действие героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Прерывание прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла, часто затрудняет восприятие.
В центре восприятия литературного произведения — герой. Детей интересует внешность героя (какой герой), его действия и поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении самостоятельно дети чаще всего не могут и требуют иллюстрации, помогающей увидеть героя и каждое его действие. В поведении героя они выделяют, прежде всего, его действия, но не видят еще переживаний, скрытых мотивов поступков. Так, они нередко положительно оценивают медведя из сказки «Маша и медведь» («потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес»), игнорируя скрытый замысел и истинный мотив действий Маши. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Активно содействуя с героем в воображаемой ситуации, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение героя и т.п.), вместе с тем эмоциональное отношение к героям в этом возрасте нередко бывает внеконтекстным. Оно определяется чаще всего ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда совпадает с данными текста.
Своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3—4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложившийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом.

Особенности восприятия литературных произведений в младшем дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

  1. Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми им для осознания литературного произведения.
  2. Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературного произведения.
  3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.
  4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, правильно оценивать их.
  5. Помогать детям преодолевать внеконтекстность в эмоциональном отношении к героям.

В целях наиболее богатого и всестороннего влияния художественной литературы на детей мы считаем нужным параллельное использование двух принципов подбора художественного материала.
а) В первую очередь следует опираться на текущую воспитательно-образовательную работу с детьми, на интересы детей и те знания, которые они приобрели. Широта и глубина ассоциативных связей обеспечат четкость и глубину восприятия художественного произведения и тем повысят его воспитательно-образовательную ценность.
б) Однако принцип новизны и даже контраста тому программному материалу, который проходят дети, дает не менее положительные результаты. Он освобождает педагога от излишнего дидактизма в подборе художественного материала... Задачи многогранного, всестороннего
воспитания должны предостеречь воспитателя от однообразия педагогического процесса.
Художественное произведение не только может помочь закреплению и углублению полученных знаний, но и явится удачным толчком для последующей воспитательной и учебной работы с детьми. Через художественное произведение педагог может выдвинуть перед детьми ряд новых идей и моральных положений, важных и полезных в воспитательном и образовательном отношении, в формировании положительных черт советского человека.
Вопрос подачи художественного произведения детям дошкольного возраста приобретает исключительное значение.
Литературное произведение само по себе, даже если оно удачно подобрано, не обеспечивает успеха его восприятия и воздействия на ребенка-дошкольника. Путь к детскому разуму и чувству находится целиком в руках воспитателя. Решающим является вопрос, как сумеет воспитатель довести произведение писателя до ребенка, насколько качественно его художественное исполнение, насколько верно и выразительно оно будет звучать в исполнении (в художественном чтении и рассказывании)... Обеспечить детям правильное и яркое восприятие литературного произведения путем художественного слова должен суметь каждый воспитатель.
Овладение искусством художественного чтения и рассказывания есть профессиональная обязанность каждого воспитателя.
В противном случае дети будут лишены влияния одного из самых эффективных и сильных воспитательных средств. Лишить ребенка правильного и глубокого восприятия художественной литературы — это значит затормозить его всестороннее развитие и в особенности развитие языка, мышления и формирование моральных черт личности советского человека.
Вопросы методики художественного чтения и рассказывания разрешаются в зависимости от содержания материала и возраста детей.
Умению слушать художественное произведение ребенок учится с малых лет. Детям 3—4 лет слушать рассказывание несколько легче, чем чтение. Слушать книжку, тем более в коллективе, для малышей нелегкое дело. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. К слушанию чтения приходится приучать ребенка постепенно, читая вначале для небольшой группы детей во время занятий по выбору, а затем — для всей группы.
Ритмичность и повторность слов радуют малыша, он сам легко запоминает и повторяет стихи, прибаутки, сопровождая их выразительным движением, игрой. Любимыми для малышей являются народные прибаутки: «Сорока-белобока», «Гули-голубочки», «Петушок, петушок», «Идет коза рогатая» и другие. Все они сопровождаются небольшими игровыми действиями: сорока «кашу варит» на ладошке ребенка, пальчики — «детки», которых сорока кормит: «этому дала», «этому дала» (пальчики загибаются). В «Гулях-голубочках» при словах «шу, полетели, на головку сели» все дети с радостью поднимают ручки и опускают их на головку. При чтении стихотворения «Аленушка» Е.Благининой воспитатель может использовать куклу. Дети 3—5 лет с восторгом слушают ласковые стихи про Аленушку. Такие игровые действия приучают ребенка слушать, действовать тогда, когда нужно по смыслу прислушиваться и вникать в содержание рассказа.
Другим помощником слушания на этом этапе является картинка, которая вводит ребенка в понимание содержания книжки и заинтересовывает его. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя. Если рассказ или стихи просты, понятны, действенны, ребенок начинает слушать все более долго и внимательно, входит во вкус слушания. Так, в младшей группе обычно уже в первой половине года все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов.
При художественном чтении воспитатель следит за правильным восприятием образа и мысли автора, за пониманием и усвоением новых слов, фраз и оборотов речи. При этом не всегда нужно объяснять новые слова и фразы. Часто сам текст и действие делают вполне ясным их смысл, ребенок это улавливает.
Иногда новое слово, фраза требуют обстоятельного объяснения, тогда решение может быть двояко: если читается художественное произведение (и тем более стихи), не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, так как это отвлекает ребенка, нарушает восприятие образа и ритма языка. В этих случаях незнакомые слова следует объяснить до чтения. При чтении книг познавательного характера объяснять новое вполне возможно в процессе чтения. Непонятные слова и фразы могут помешать правильному восприятию читаемого в целом, и объяснение их «после чтения» нецелесообразно; последующим объяснением отдельных слов восприятие уже не может быть исправлено. Бывают случаи, когда при художественном чтении или рассказывании рядом с новым словом можно поставить знакомое, поясняющее, не прерывая рассказа объяснением; такие слова заранее объяснять не нужно. Различные методические приемы в отношении незнакомых слов полезны тем, что, не давая единого шаблонного решения вопроса (например, все новые слова объяснять заранее), мы приучаем ребенка к большему вниманию к слову, оставляем возможность по ситуации догадаться, осмыслить новое слово, строй фразы, так как втягиваем ребенка в активную работу над осмыслением языка художественного произведения. Однако при этом непременно следует соблюдать чувство меры в смысле количества и степени трудности новых слов, иначе художественное произведение превратится в средство усвоения новых слов.
Художественный образ оказывает большее влияние, чем все его толкования, объяснения.
Беседа в соединении с чтением или рассказыванием, как вторая форма языкового занятия, захватывает детское внимание, отвлекает ребенка от художественного произведения.
Беседа перед художественным чтением или рассказыванием иногда практикуется в тех случаях, когда в произведении имеются персонажи или обстановка, незнакомые детям.
В таких случаях гораздо целесообразнее за день, за два до рассказывания или чтения провести с детьми соответствующую беседу по картинке. Например, прежде чем прочесть художественный рассказ о Севере, об эпизодах из жизни ненцев, следует показать одну-две картины о природе Севера, о быте и труде живущих там людей. После проведенной предварительной работы слушание художественного произведения окажется более глубоким, продуктивным.
В процессе чтения, рассказывания форма собеседования может иметь место лишь при чтении не художественных произведений, а научно-популярных книг, например, рассказов о природе, о труде... В этом случае беседа может сопровождать чтение и беспрепятственно включаться в самый его процесс, в начале или в конце.
Когда заканчивается чтение или рассказывание, дети под сильным впечатлением прослушанного часто сидят некоторое время молча. Затем, естественно, раздаются реплики: «Как интересно!», «Еще расскажите». Кое-кто из детей высказывает свое восхищение героем рассказа, осуждает отрицательные персонажи, иногда кто-либо ставит вопрос — что-то осталось для него неясным.
Анализируя психологию процесса чтения, рассказывания по данным широкого практического опыта, мы приходим к выводу, что не следует ни прерывать, ни переключать детские переживания, не следует также, чтобы беседа приобретала аналитический характер. Самым продуктивным мы считаем такой прием: остановиться на 5—7 минут, поддержать детские переживания, ответить просто и ясно на недоуменный вопрос ребенка, создать определенное отношение детей к основным персонажам и событиям, повторить тот или иной эпизод, напомнить яркий образ героя. Характер такой непринужденной беседы не уводит детей от переживания и образного мышления, а углубляет и укрепляет их отношение к произведению. При повторном чтении, рассказывании элементы анализа могут быть усилены, так как произведение достаточно прочувствовано и понято.
Перед воспитателем стоит задача: научить детей воспринимать словесное художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами. На каком-то этапе в развитии детского восприятия умению слушать и понимать читаемое произведение ребенок учится через комплекс наглядных средств (игра, игрушка, картинка). С помощью объединения этих средств мы добиваемся перехода к умению малыша воспринимать художественное слово.
После прочтения текста воспитатель показывает картинки организованно, напоминая эпизоды, с которыми они связаны. Бывают книги, разделенные на небольшие главки. Прочтя каждую главу, следует показать к ней картинки, затем переходить к чтению следующей главы (так написаны книги «Солнечный денек» Л.Воронковой, «Что я видел» Б.Житкова и др.).
Повторность чтения и рассказывания художественных произведений является необходимой для закрепления и углубления воспринятого. Не каждое произведение усваивается с первого чтения, рассказывания, многое доходит до сознания и чувств ребенка лишь при повторном чтении. Для развития восприятия повторность необходима в работе с детьми всех возрастов, и в особенности младшего возраста.
Повторяя тот или иной любимый детьми рассказ, сказку (в особенности младшим детям), важно повторять все в точности, иначе воспитатель непременно услышит протестующие реплики детей: «Не так», «Вы не так сказали», «Забыли». Это законное недовольство детей вызвано искажением сложившегося представления, образа.
Вопрос о том, как часто проводить художественное чтение и рассказывание, и вопрос о количестве произведений нельзя решать механически. Это зависит: а) от возраста детей (младшим читать следует реже и меньшее количество материала); б) от размера и характера материала: большое и сильно захватывающее детей произведение требует более длительной переработки, небольшие стихи и рассказы можно читать чаще и в большем количестве; в) от новизны или повторности материала: новые рассказы следует давать детям реже, повторные — чаще.
Совершенно недопустимо в течение дня несколько раз читать или рассказывать детям. Это нагромождение делает восприятие поверхностным.
Сочетание нескольких произведений в одном занятии возможно при соответствующем их подборе... Воспитатель стоит перед необходимостью знакомить детей с художественными произведениями небольшого размера, и они преобладают в дошкольной литературе.
Некоторые стихи, рассказы можно включить в беседы на соответствующие темы; можно прочесть детям подходящий стишок во время прогулки, экскурсии. Небольшое произведение, прочитанное на занятии, не удовлетворяет детей. Приходится думать о его сочетании с другим произведением.
Важно также, чтобы на занятиях дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца.
Если один-два ребенка плохо слушают рассказ, чтение, отвлекаются, мешают другим, воспитателю не следует прерывать занятие и делать замечания «шалунам». Это привлекает внимание всех детей к «шалящему», может нарушить дальнейшее слушание. Еще при рассаживании детей следует предусмотреть это и не научившихся слушать посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. В процессе рассказа, чтения воспитатель часто направляет свое внимание к этим детям, создавая впечатление, что он рассказывает им, заинтересовывает обращением: «Вот послушай, Коля, что дальше было». Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание.
Для правильной организации работы с книгой следует иметь уголок книги — спокойное, привлекательное место в группе, где дети с интересом знакомятся с новыми книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Эти разнообразные творческие занятия детей в уголке книги должны гибко, чутко направляться воспитателем.
Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы все в нем было удобно, опрятно, красиво; место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты. Желательно, чтобы в уголке были ковер, красивая ваза с цветами, чистая изящная скатерть и пр. Здесь же помещаются шкаф с книгами и полка-витрина, на стенах висят изредка меняющиеся картины, один-два портрета писателей или соответствующая художественная репродукция. В книжном шкафу или на полке хранятся книжки и картинки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из детских рисунков (тематических, декоративных). Это обогащает уголок, еще больше привлекает к нему детей и разнообразит детские занятия. Здесь же, в шкафу — ящик с материалами для ремонта книг.
Детям рассказывали сказку «Кот, петух и лиса». Дети слушали сказку внимательно. Когда лиса хитростью заставляет петуха выглянуть в окошко, их внимание было особенно напряженным, чувствовалось опасение за его судьбу. На многих лицах можно было прочитать сожаление в те моменты, когда голос рассказчика, передающего призыв петушка о помощи, становился особенно жалобным. Когда кот собирается на выручку товарища, реакция маленьких слушателей была иной: лица посветлели, у некоторых появилась легкая улыбка, постепенно радостное оживление все усиливалось, и в конце сказки у детей вырвался вздох облегчения — петушок спасен.
Воспитатель подтверждает: «Правда, ребятки, котик был хорошим товарищем, выручил петушка из беды. Хороший товарищ всегда своего друга из беды выручит».
На прогулке в этот день дети вели себя особенно хорошо. Они дружно играли, делились игрушками. Здесь, конечно, сказалось общее умиротворяющее, успокаивающее детей действие художественного произведения, но бесспорен и факт воздействия основной нравственной идеи — дружбы, которая близка данному детскому коллективу.
Положительным в воспитательном отношении является сопоставление ребенком действий литературного героя со своими собственными, осмысление таких нравственных качеств, которые ему еще не свойственны или находятся в процессе становления. Художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появляется желание быть хотя бы в чем-то похожим на полюбившегося ему героя, а в этом и заключается воспитательное воздействие художественного произведения, которое необходимо углублять в последующей работе.
При подборе художественных произведений необходимо учитывать своеобразие раскрытия в них морали.
Во многих произведениях мораль вытекает из действий и поступков героев, как, например, в рассказах Л.Н.Толстого для детей. В других литературных жанрах нравственно прекрасное и аморальное раскрывается через столкновение противоположных идей и образов. Особенно ярко и зримо это представлено в народных сказках.
Очень часто писатель раскрывает свой нравственный идеал в образе положительного героя, выставляя его в качестве образца для подражания.
Для проведения занятия была выбрана народная сказка «Кот, петух и лиса».
В народной сказке «Кот, петух и лиса» идея дружбы, товарищеской взаимопомощи раскрывается в динамично развертывающемся действии: петушок, не послушавшись кота, поддается коварным уговорам лисы и попадает ей в лапы; находчивый и смелый кот выручает товарища. В сказке мораль вытекает и действий и поступков героев, мотивы которых вполне ясны детям, и поэтому легко воспринимается ими.
После рассказывания сказки детям были заданы два вопроса: «Кто тебе больше всех понравился и почему?», «Почему кот спасал петуха?».
Как мы и предполагали, восприятие основной идеи в этой сказке не вызвало у детей затруднения. Всем без исключения нравился котик: «Потому, что он петушка от лисы спас», «Потому, что он любил петушка и выручил его из беды», «Потому, что он был храбрый и спас своего товарища-петушка».
На вопрос: «Почему кот спас петуха?» — дети отвечали: «Потому, что петушок был его товарищ», «Потому, что котик любил петушка», «Потому, что всегда нужно товарища из беды выручать» и т.д.
Как правильно указывал А.Н.Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей; «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».
В ходе занятий вниманию детей предлагались сказки в обработке К.Д. Ушинского («Гуси», «Проказы старухи-Зимы», «История одной яблоньки»). Приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам, условно можно разделить на два вида: помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. Вопросы, задаваемые детям после рассказа сказки, должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Например, сказка «Проказы старухи Зимы» в обработке К.Д. Ушинского. После прочтения детям сначала задается вопрос «Какая старуха Зама в сказке?» Затем можно предложить перечислить всех героев сказки Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией воспитатель цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся ! Катаются себе на коньках да салазках…».
Важным условием освоения нового материала является восстановление устного рассказа всей группой: что забудет один ребенок, то припомнит другой, и если рассказ был сколько-нибудь занимателен и расположен педагогически, то и вся группа непременно воспроизведет его во всех подробностях. То же, что рассказали все вместе, непременно расскажет потом каждый ребенок. Целесообразно пользоваться в процессе обучения пересказу опорой на иллюстративное панно. Например, при пересказе сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке К. Д. Ушинского, в центре фланелеграфа помещается картинка с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду последовательно размещаются картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, детей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.
Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают сказки, впечатление, производимое на них сказкой, сильно не только её образами, но также напевностью языка, лиричностью. Песенный элемент сказки не только не пропускается детьми, а он первый как бы связывает в памяти детей последовательность событий. Драматический элемент сказки дети редко выделяют, подчёркивают.
Помогают в пересказе вопросы на развитие словесных зарисовок: детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета старуха Зима?).
Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры. Поэтому очень эффективно использование сказок в играх, например, в играх – драматизациях, - в них содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Объединенные общими переживаниями, они учатся согласованным действиям. Прекрасный язык сказки, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действий – все это способствует быстрому ее усвоению и не требует специального разучивания. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. А так как ребёнку свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест, мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им механически. Вот почему основой детской драматизации должен быть приём, жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может подсказать их ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям, у них наблюдаются. Обычно же детям подсказывают прием, жест взрослого человека. Например, при изображении удивления, испуга девочка по-старушечьи всплёскивает руками. Ребёнок такой жест не употребляет, он не свойственен его переживаниям, это жест взрослого. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты.
Разумеется, ребёнок только постепенно осваивает сюжетную линию сказки, поэтому надо начинать с самых несложных сказок как по сюжету, так и по тексту. Примером может служить драматизация сказки «Теремок». Дети изображают сказку в лицах. Этим достигается уточнение её образов в сознании детей; наглядной, ощутимой становится для них логика событий, их последовательность; наконец, дети усваивают прекрасные образцы родного языка. Игра-драматизация завершает процесс восприятия сказки, придаёт ей новую форму.
Драматизация сказки «Теремок»
Перед началом игры, детям кратко напоминается развитие действия в сказке и распределяются роли: кто будет мышкой и т. д. Все составляют круг-теремок. Участвующие поют следующие слова:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю-полю мушка летит,
У дверей остановилась и жужжит:
«Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?»
При пении первых четырёх строк дети водят хоровод в тон песне, потом останавливаются и при пении 5-й и 6-й строк в тон песне бьют в ладоши, подражая стуку в стенку теремка. Ребёнок в роли мушки входит в круг, хоровод двигается в другую сторону. Поют прежние слова, изменяя 3-ю и 4-ю строки:
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит.
Происходят переговоры между мушкой и мышкой:
— Я мушка-жужжалка, а ты кто?
— Я мышка-норушка, — отвечает мышка.
Они берутся за руки, образуют внутренний круг, двигаясь в противоположную сторону к большому кругу.
Вот по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и стучит.
Переговоры:
— Я мушка-жужжалка.
— Я мышка-норушка. А ты кто?
— Я зайка косой.
— Иди к нам жить! — приглашают жители теремка.
Игра продолжается. Текст изменяется соответственно вхождению зверей. Когда дети спросят мишку: «Кто ты?» — мишка отвечает: «Я мишка, всех вас ловишка. Вот я вас всех переловлю».
Все звери бросаются бежать. Мишка их ловит. Пойманные персонажи становятся в хоровод, игра кончается.
В большом коллективе детей, для ускорения хода игры можно выделять сразу несколько «мушек», «мышек», которые и входят в круг внутренний; внешний круг всегда должен быть больше.

Занятие 1 Литературный калейдоскоп
Цель. Помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызвать желание рассказывать о том, что случилось с героями произведений, подсказывая им нужные слова, помогая правильно строить предложение; помочь запомнить новое стихотворение.
Ход занятия. Воспитатель говорит: «Сказки очень волнуются, так как боятся, что вы их забыли и не помните, что случилось со сказочными героями». Затем читает вступление к произведению А. Шибаева «Сказку вспомнить нужно» и фрагмент из этого произведения:
Сказки просят:
— А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке...
«Кто это покатился по дорожке? — интересуется педагог.— Покатился по дорожке и...?» Заслушивает ответы детей, помогает им высказать свое мнение.
Отворили дверь козлята
И... пропали все куда-то!
«Кому козлята отворили дверь? Куда пропали?»

  1. Я, мышка-норушка
  2. Я, лягушка-квакушка.

«Кто это? Из какой сказки? Кто еще в теремочке жил? Должно быть, тот теремок до сих пор в поле стоит? Нет?! А что случилось? Где же зверушки теперь живут?»
(Напоминаем, что основная цель занятия — научить детей понятно и правильно отвечать на вопросы воспитателя, обсуждая хорошо известные им сказки.)

  1. Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
  2. Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
  3. Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
  4. «Кто так поет? В какой сказке? Оказывается, мы знаем две сказки с одним и тем же названием — «Теремок». И во второй сказке медведь теремок рассыпал? А построить помог?» (Если дети забыли концовку сказки, следует прочитать ее и поинтересоваться, в каком произведение медведь им больше нравится и почему.)

«А вот эти чудные звери из какой сказки?»
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
И кукушка на суку:
«Не хочу кричать ку-ку,
Я собакою залаю:
Гав, гав, гав!»
«Написал «Путаницу» Корней Иванович Чуковский»,— заканчивает воспитатель эту часть занятия.
Педагог напоминает детям хорошо им известные стихи А. Барто: «Кораблик», «Мишка», «Бычок». Обычно малыши лучше помнят два последних стихотворения. Воспитатель помогает им запомнить «Кораблик», читая его вместе с детьми. Затем предлагает игру: вызванный ребенок читает это стихотворение (взрослый активно помогает ему) и дарит его своему другу (называет имя). Тот, кого назвали, тоже читает «Кораблик» (всего 3—4 декламации).
В последующие дни игру в «Подарки» следует возобновить в удобное для педагога и детей время.

Занятие 2
Цель. Выяснить понимание детьми нравственных качеств и поступков героев и отношение к ним.
Задачи. Воспитательные. Закрепить умение высказывать свое отношение к героям сказок. Продолжать формировать умение адекватно оценивать их поступки. Формировать такие нравственные качества, как честность, послушание, справедливость. Обучающие. Продолжать закреплять умение обыгрывать сказки с помощью игрушек, кукол, моделей. Продолжать учить взаимодействовать в игре, исполняя определенную роль, самостоятельно выбирать партнера. Закреплять умение ставить перед собой задачу и самостоятельно ее решать. Развивающие. Развивать умение решать проблемные ситуации. Развивать логическое и образное мышление, речь, память.
Словарная работа. Ввести в активный словарь детей слова: фланелеграф, эпизод, партнер, персонаж, жадная, непослушная, справедливая, добрая, наказала, оттрепала, пекарь, мука.
Индивидуальная работа. Активизировать при разыгрывании сказки «Колобок» Лену Т., «Лисичка со скалочкой» - Даниила О., «Маленькая красная курочка» - Таню С.
Предварительная работа.

  1. Обыгрывание сказки «Колобок» с помощью варежкового театра, сказки «Маленькая красная курочка» - с помощью настольного театра, сказки «Лисичка со скалочкой» - на фланелеграфе с помощью моделей.
  2. Беседа о нравственных качествах героев сказок.
  3. Изготовление атрибутов для подвижной игры «Гуси-гуси» и настольного театра «Маленькая красная курочка».
  4. Изготовление варежкового театра для сказки «Колобок» (с помощью родителей).
  5. Материал. Персонажи и декорации к сказке «Колобок» (варежковый театр), «Лисичка со скалочкой» (фланелеграф); игрушки-самоделки для подвижной игры «Гуси-гуси».

Ход занятия
Воспитатель заблаговременно и втайне от остальных детей договаривается с одним ребенком о том, что он сыграет фрагмент роли героя сказки. Дети должны угадать сказку по фрагменту, сказать, чем она закончилась, и обыграть концовку. Если ребенку-артисту требуется партнер, он выбирает его сам. Воспитатель консультирует и заранее просматривает фрагмент, который будет разыгрываться.
Воспитатель предлагает назвать сказки, которые дети не просто слышали, знают, но и в которые умеют играть. «Хотите, мы опять в них поиграем? А может быть, это будут другие сказки, а не те, в которые мы играли в прошлый раз? Мы обязательно поиграем, но при условии: вы найдете названную мной сказку в группе и ответите на мои вопросы, внимательно выслушав их до конца. Чтобы ответить, нужно поднять руку».

  1. Где у нас в группе расположена сказка «Колобок»?
  2. Мы посмотрим сегодня один эпизод из этой сказки: как Колобок встретился с лисой. Сыграет этот фрагмент Лена.

Лена сама выбирает себе партнера для игры, и они показывают предложенный воспитателем эпизод на ширме при помощи варежкового театра.

  1. Как Колобок попал в беду?
  2. Можно ли помочь Колобку? Как?
  3. Кто из вас поможет Колобку спастись от лисы? Что он сделает?
  4. Как можно назвать Колобка, который без разрешения ушел из дома?
  5. Можно ли сказать, что Колобок дразнил всех зверей в лесу, хвастался своим поступком?

Далее воспитатель закрепляет в речи детей слова: поступок, непослушный, хвастливый, веселый. Предлагает еще раз подумать, как можно помочь Колобку, пожалеть его, научить, подсказать. Отмечает, что у детей разные взгляды на поступок Колобка, приветствует разнообразие мнений, хвалит тех, кто хочет помочь Колобку.
Предлагает найти в группе еще одну сказку - «Лисичка со скалочкой». Дети находят ее на фланелеграфе, отмечают необычность изображения ее персонажей: лиса - оранжевый овал, собака - коричневый овал, дом - красный квадрат, нора - черный прямоугольник
Детям предлагают вспомнить, чем закончилась сказка (лиса вместо девочки получила мешок с собакой). Сыграть этот эпизод предлагают заранее подготовленному ребенку.
Вопросы к детям

  1. Чем закончилась сказка?
  2. Правильно ли сделала собака, что оттрепала лису? За что она ее оттрепала?
  3. Если лиса всех обманывала, как можно ее назвать? (Обманщица)
  4. Хорошо ли обманывать?
  5. Значит, собака правильно наказала лису?
  6. Кому-нибудь жалко лису? Чем можно ей помочь?

Воспитатель хвалит детей за желание помочь Колобку и лисе, когда они оказались в трудной ситуации. Предлагает поиграть в подвижную игру «Гуси—гуси». Один ребенок - волк, остальные дети -гуси. Они надевают на пальчик бумажных гусей, которых изготовили заранее. Игра проводится традиционно: гуси летают, а волк их ловит.
Далее воспитатель предлагает найти в группе сказку «Маленькая красная курочка» (настольный театр) и девочке, заранее подготовленной, показать эпизод, когда курочка принесла животным хлеб. Девочка может сама выбрать помощника.
Вопросы к детям
• Чем закончилась сказка?
• Правильно ли поступила курочка, когда никому не дала хлеб?
• Можно назвать ее жадной? Почему? Детям, которые считают, что курочка жадная, предлагают еще раз сыграть конец сказки и снова спрашивают их мнение о курочке. Все вместе дети приходят к выводу: курочка не жадная, а справедливая.
Занятие заканчивается появлением девочки-курочки (в костюме), которая приносит пирог. Дети благодарят курочку за доброту и угощение.

   
  Rambler's Top100