logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

"Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников"

Автор: Воронкова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N407 городского округа Самара.

«Только тот, кто ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823), ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.
В связи с этим на современном этапе развития общества детский сад обязывают проводить работу по формированию патриотических чувств у детей, развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В нашем детском саду работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Большое значение в осуществлении работы по данному направлению имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.
При ознакомлении детей с родной страной, с обычаями и культурой своего народа, с российской символикой, ге′рбами, создаются благоприятные условия, при которых у них развивается кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. В процессе данной воспитательной работы воспитывается уважение к символике к своей стране и ее народу.
Во многом помогает в данной работе художественная книга. Для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, развивает человечность, гуманные качества личности: добро и справедливость, чувство гражданственности, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, воздействует на личность малыша, на чувства и поступки ребенка, формирует нравственные представления и нравственный опыт, способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. В нашем саду в каждой возрастной группе оборудован книжный уголок с учетом возраста детей и особенностями культуры, быта народов, населяющих наш Самарский край.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам «23 февраля. Военные профессии», «Весна. Мамин праздник», «Семья», «Мой город. Правила и безопасность дорожного движения», «Наш любимый детский сад», «Русская народная игрушка».
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Работа по каждой теме включает организацию НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
В нашем детском саду определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся. Это:

  • народный и фольклорный праздник – «Масленица»;
  • государственно-гражданские праздники – «Новый год», «День защитника Отечества», «День Победы», «День знаний»;
  • международные праздники – «Международный женский день», «День защиты детей»;
  • бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, 1 апреля, и ряд праздников, которые специально придумываются взрослыми.

Ежегодно в детском саду проводятся фотовыставки и конкурсы детских рисунков посвященных празднованию «Дня Защитника Отечества» и «Дню победы». Работы, представляемые на выставках – это всплеск идей, творчества и безграничной фантазии детей и взрослых. Семейные рисунки получаются яркие, красочные.
Так же наши воспитанники участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах:

  • «Мир глазами детей»;
  • «Поделись улыбкою своей»;
  • «Палитра»;
  • «Любимому району – 35 лет!»;
  • «Я узнаю мир»;
  • Фестиваль «Весна»;
  • «Мир, в котором я живу»;
  • Участвуют в изготовление лучшей новогодней игрушки для украшения Городских Ёлок Самары

Большое значение в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет проведение краеведческой работы. Экскурсия по любимым местам города традиционно проводится в мае участниками кружка спортивной направленности «Здоровячек». Наши воспитанники отправляются в поход к реке Волга, во время которого посещают дачу первого Самарского художника Константина Павловича Головкина.
Большое внимание уделяется воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе. С недавних пор у нас стало хорошей традицией проводить благоустройство участков детского сада с привлечением родителей. Проводится большая предварительная работа: рисуется макет площадки, обозначаются места построек, благоустраиваются клумбы. Эта форма работы помогает детям показать своё отношение к «малой Родине».
Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять нашим воспитанникам связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

   
  Rambler's Top100