logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

О духовной музыке.

Автор: Ушакова Вера Леонидовна, музыкальный руководитель, МБДОУ д/с N1 г.Белгород.

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой предков'-и им самим.
Д. Лихачев
В один из моментов моей жизни встала необходимость решить очень важные вопросы: что такое душа и что такое дух? Как они взаимосвязаны? Что такое духовность? Чтобы на них ответить, пришлось пойти по совершенно новому пути. Дорогу, как известно, осилит идущий, а торопливый упадет. Знакомства с интересными людьми, старающимися подарить тебе частичку души, прочитанные книги, совершенно незнакомая музыка наполнили жизнь смыслом и множеством ярких незабываемых впечатлений.
Моя профессия - музыкальный руководитель. Для меня это творчество. А в творчество надо вкладывать всю свою душу, все свое мастерство и вдохновение. Вдохновение же мне дают знания и люди, которые встретились на жизненном пути. Они необыкновенные, возвышенные, наполненные светом, радостью, любовью. А это определения, свойственные и духовной музыке.
Духовная музыка вместе с народной является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенности быта. Страницы истории, запечатлели особую возвышенную сторону жизни общества. В ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это поистине величайшее национальное наследие русского народа.
Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка - в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности. Произведения церковной музыки - величайшие музыкальные памятники отечественной культуры. Они являются всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. Неуважительное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества. Каждый человек, верующий и неверующий, должен знать свою культуру во всем ее многообразии: классической, народной и того пласта русской православной музыки, который оказался забытым.
Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к ее традиционным основам, в том числе и к религиозно-духовным.
Это явление неслучайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня. Восстанавливаются храмы, возрождаются традиции церковного пения, духовная музыка вводится в образовательные программы для детей.
Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры свей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, внутренней дисциплине; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе. В-третьих, слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки.
Через духовную музыку дети соприкасаются с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, духовная музыка может стать одной их форм художественного познания мира.
Введение ребенка в мир духовной музыки имеет свои особенности и сложности. Педагог должен достаточно владеть материалом, методикой работы, иметь необходимые ноты и звукозаписи. Обязательно нужно учитывать, что дети могут быть разных национальностей, вероисповеданий, неверующие.
Известно, что религиозная культура обращена к нравственности, к тому, как должен относиться человек к миру, окружающим его людям, самому себе. Нарушение человеком высших законов нравственности приводит общество к весьма драматическим последствиям.

Что же входит в понятие «духовность»? Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное - есть движение к высшему, к нравственности. Духовное - это связь земного с неземным, для верующего человека - с Богом.
В «Словаре русского языка» С.Ожегова читаем:
«Духовный - 1. Относящийся к области умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству».
На два значения слова «духовный» указывает и В. Даль: «Все относящееся к Богу, церкви, вере; все относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
В самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой дух - одна из ипостасей Святой Троицы, единого Бога.
Духовные образы естественно входили в  светские произведения многих русских композиторов. Несущие нравственную чистоту,  внутренний покой и гармонию,  они нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира.
         Вот,  например, «Детский альбом»   П. Чайковского,   некоторые  пьесы  из которого входят  в программу   для  детского   сада.  В   тридцати   пьесах  этого  фортепианного цикла   отражена жизнь детей дворянского сословия второй половины XIX века.
        Здесь есть пьесы-игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»; три пьесы рассказывают печальную историю про куклу; пьесы-танцы: «Вальс», «Мазурка», «Полька»; пьесы-песни: «Русская песня», «Итальянская песня», «Старинная французская песня», «Неаполитанская песня». Композитор словно показывает, чем заполнен день ребенка. Но начинается и заканчивается день молитвой. «Утренняя молитва» («Утреннее размышление») - это первая пьеса цикла, а последняя - «В церкви» («Хор», «Хорал»), в которой композитор использует подлинный церковный напев на шестой глас «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Обе пьесы объединяет возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление. Для них характерен спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как молитвенная речь, мелодия. Если утренняя молитва - светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожидания нового дня, то вечерняя - исполнена печали и грусти.
Духовные образы нашли яркое воплощение и в русских операх. Это «Иван Сусанин» М. Глинки, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского и др.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка», зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица», весной - «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Литература

  1. Л.B. Кукуева, Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа, Москва, 2005
  2. И.В. Кошмина, Русская духовная музыка, Москва, Владос, 2001
  3. О.П. Радынова, Музыкальное воспитание дошкольников, Москва, 2001 г.
  4. В.И. Даль, Толковый словарь живого Великорусского языка, Москва, Олма-Пресс, 2005
  5. С.Ожегов. Словарь русского языка. Москва, 1998.
   
  Rambler's Top100